Коренная пустынь Курск

Коренная пустынь, полное название - Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь находится в местечке Свобода, километрах в тридцати от Курска.
Коренная пустынь Курска, основанная в 1597 году, имеет долгую историю — и долгую предысторию. Она как бы медленно прорастала на том месте, из того корня вяза, где явилась чудотворная икона. Много раз случалось такое, что внешние события препятствовали развитию монастыря: пожары и погромы уничтожали с трудом построенные скудные его здания. Но постепенно он вырос в могучее древо. «Белоснежные здания обители то живописно скрываются в купе окружающих их деревьев, то выглядывают из-за них, как белая лилия из корзины зелени», — писал о красотах Коренной пустыни восторженный наблюдатель в конце XIX века. Сейчас пустынь вновь «процвела, яко крин», но цвет ее стен уже не белый, а голубой — «богородичный».
Богородице-Рождественский собор главный храм Коренной пустыни

Главным храмом Коренной пустыни является Богородице-Рождественский собор. В нынешних архитектурных формах и пропорциях он существует с середины XIX века. До него на этом месте стоял более скромный каменный храм 1703 года постройки, а до того — поочередно две деревянные церкви, одна из которых была сожжена в 1611 году во время польско-литовского нашествия, а другая разобрана за ветхостью.
Постройка величественного соборного храма заняла восемь лет. Начатая в 1852 году, она завершилась к 1860 году. Строительство велось по плану, поступившему из канцелярии графа П.А. Клейнмихеля, главноуправляющего путями сообщения, «который, посетив незадолго перед этим Коренную пустынь, сам курский помещик, обратил на нее особое внимание и заменил представленный первоначально план нового соборного храма другим, более соответствующим древности обители и ее превосходной местности».
Будучи возведен, Богородице-Рождественский собор органично принял роль архитектурной доминанты всего монастырского ансамбля и вплоть до его разрушения большевиками в 1923 году вызывал заслуженное восхищение паломников. Восстановление храма началось в 2007 году; к 2009 году оно было завершено.
Теплая Богородице-Рождественская церковь

Одноименный соборному теплый храм долгое время после возобновления монастыря служил главным местом соборной молитвы для монахов и паломников.
Прежде эта церковь 1819 года постройки, расположенная в одном корпусе с трапезной, была освящена во имя Всех Святых. Вот каков был внешний и внутренний вид ее согласно дореволюционной описи:
«Церковь теплая каменная во имя Всех Святых, домового расположения в корпусе, который изнутри монастыря двухэтажный, а снаружи трехэтажный; под церковью братская трапеза и кухня; корпус крыт весь железом. Над крышею небольшой глухой трибун также обит железом с главкою и крестом... Местные иконы живописны. Клиросы закрыты высокими старыми киотами... За левым клиросом вторая копия чудотворной иконы „Знамения“ Божией Матери, риза серебряная с позолотой, местами убрана жемчугом, венец и корона украшены разными камнями. С правой стороны в ряд с настоящим небольшой придел во имя Святой Троицы».
Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
Третий храм обители, освященный в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», находится внизу, у подножия холма, — там, где явилась чудотворная икона и где по ее обретении «проистек источник воды». Вплоть до 1713 года над святым источником Коренной пустыни стояла простая деревянная церковь. Строительством каменного храма обитель была обязана генерал-фельдмаршалу Б. П. Шереметеву.
Согласно монастырским записям, «после знаменитой над шведами под Полтавою победы его светлость фельдмаршал граф Б.П. Шереметев изволил проезжать в Москву мимо Коренной пустыни, и, заехав в оную помолиться, он усмотрел на сем важном и святом месте деревянную, уже обветшалую церковь, пожалел о сем и по усердию своему к Пресвятой Богородице повелел на весь свой кошт построить, и построена была сия каменная церковь, за присмотром его сиятельства».
При архимандрите Паисии (управлял Коренной пустынью в 1831—1841 годах) от верхней площади монастыря до храма над источником были устроены каменные сходы, состоящие из восьми каменных уступов.

Нынешняя колокольня над святыми вратами появилась в монастыре в настоятельство архимандрита Серафима (1854—1862). С постройкой колокольни и прилегающих к ней зданий оформился западный фасад монастыря. Выдержанная в одном стиле с собором, она стала подлинным украшением обители, как отзывается о ней и дореволюционный путеводитель.
После революции верхние ярусы колокольни сломали, и уже в наши дни они были восстановлены — в полном соответствии со старым проектом.
Число жилых построек Курской Коренной пустыни, доступных для обозрения и такового обозрения заслуживающих, невелико. Это игуменский и келейный корпуса (замыкают монастырский двор с южной стороны), больничный корпус (стоите одну линию с трапезной церковью Рождества Пресвятой Богородицы) и гостиничный комплекс (находится у ворот, возвышаясь по правую руку от входящего в монастырь).
Помимо главного святого источника, где произошло явление чудотворной иконы Божией Матери, в окрестностях обители имеется еще несколько святых «кладезей». Это — источники святителя Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери, преподобного Серафима Саровского и великомученика Пантелеймона. Все они известны своей чистой и целебной водой.
В советские времена посещать источники Коренной пустыни возбранялось. Некоторое послабление на сей счет было сделано после Великой Отечественной войны, однако в 1959 году территорию, где располагались родники, огородили «под хозяйственные нужды ремесленного училища». Населению внушалось, что «имеющиеся здесь родники не являются целебными», а массовое их посещение «создает в районе высокую инфекционную заболеваемость». Грозили и штрафами — до ста рублей — или «исправительно-трудовыми работами сроком до 30 дней».
К счастью, всё это позади.
Монастыри Курска.