Костромская слобода - музей деревянного зодчества

Костромская слобода - музей деревянного зодчества

«Костромская слобода» - один из лучших музеев деревянного зодчества в России.


Если вы были в Костроме у храма Иоанна Богослова, то наверняка заметили - не могли не заметить! - рядом с ней деревянную церковь. Даже несмотря на то, что она зажата окружающей застройкой, словно воткнули ее абы как, куда придется, лишь бы место было...

«Костромская слобода» - Церковь Собора Богородицы из села Холм.Но парит над крышами слободских домов кучная семейка миниатюрных главок, приглашает подойти, посмотреть: а как оно там в целом? А когда увидишь целое, оно уже не отпустит. Церковь Собора Богородицы из села Холм.

Да, уже по названию понимаем - церковка эта нездешняя. Село Холм - это Галичский район. Там и родилось это деревянное чудо в 1553 году. Точнее, в этом году, по данным великого исследователя деревянной архитектуры А. В. Ополовникова, была срублена восьмериковая «стопа». А легкое сомкнутое пятиглавие на крещатой бочке - это уже наследие XVIII века.

А перевезли эту церковь сюда во второй половине века двадцатого, когда в Костроме стали собирать музей под открытым небом. Большинство экспонатов заняли свои места к югу от Ипатьевского монастыря, по берегам впадающей в Кострому-реку маленькой речушки Игуменки. А церковь Собора Богородицы осталась, где собрали.

Вроде как, нет места более постоянного, чем временное. Так что первое впечатление - воткнули, куда воткнулось - в общем-то нас не обмануло. Но пусть стоит, где стоит: вряд ли будет разумно теперь ее снова разбирать и перетаскивать.

Костромская слобода - план музея.

Костромская слобода: Деревенская улица

Музей Костромская слобода, Деревенская улица.

Итак, отправляемся в «Костромскую слободу»! Визуально (и, надо полагать, организационно тоже так задумывалось) ее можно разделить на две части. Первая - «смоделированная» деревенская улица. Избы, часовни, церковь поодаль. Вторая часть - так скажем, «ландшафтная». Речка, роща, еще церквушка смотрится в воду, мельнички и бани на сваях... Словом, есть что посмотреть. А ведь еще можно (и нужно!) внутрь заходить! В общем, тут можно остаться надолго. Но обо всем по порядку.

Дом Лоховой и пристроенный к его боковой стене двор.Итак, деревенская улица. По левой ее стороне выстроились шесть домов. Все разные, каждый по-своему замечателен - от самого простого до самого... непростого. Представлен весь спектр крестьянской архитектуры, в зависимости от степени зажиточности.

Первый по улице - дом Чаплыгиной из деревни Большое Андрейково Нерехтского района (начало XX века). Это простая изба с тремя окнами по фасаду и небольшим скотным двором «кошелем», то есть прирубленным к боковой стене. Интерьер - крохотный, одна отапливаемая комната и одна холодная «горенка». Настолько простой дом, что даже крыша его первоначально была соломенной. Тесом ее покрыли потом. Внутри и снаружи реконструировано нехитрое крестьянское хозяйство - ткацкий станок, кухня, огород... собственно, и все поле для времяпрепровождения. Да, не роскошествовали хозяева.

Дома Серова и Липатова.Следующий дом, побольше, переносит нас в Вохомский район Костромской области. Это дом Тарасова из деревни Мухино (XIX век). Интересен он своей композицией «на две стопы», то есть на два сруба под одной крышей: отдельный для самой избы, отдельный для горницы. Помещений, соответственно, побольше, но все топятся по-черному, то есть, печью, дым из которой частично уходил в вытяжное отверстие, частично стелился по избе. Чтобы не угореть, протапливали такую избу единожды в сутки - рано утром, когда все уже встали и принялись за уличную работу. А дальше - не зевай, не оставляй окна и двери настежь, сберегай тепло!

Третий дом представляет Шарьинский район. Дом Ципелева из деревни Аристиха, тоже XIX век. Изба внушительная, срублена грубовато, зато по-дедовски - без гвоздей. В этой избе организаторы музея представили выставку гончарных изделий. Гончарный круг на костромской земле был освоен прекрасно.

Очень своеобычен дом Лоховой из деревни Вашкино. Это середина XIX века, бывший Юрьевецкий уезд. Когда-то он входил в Костромскую губернию - до того, как ее обширную территорию поделили между Костромской, Ивановской, Горьковской (ныне Нижегородской) областями. Так вот, ныне земля, на которой стоял когда-то дом, относится даже не к Ивановской, а к Нижегородской области! Самый юг прежней Костромской губернии, отсюда и характерные особенности. Два сруба, каждый под отдельными кровлями. Торцевой фасад узкий, об одном большом «красном» окне и двух маленьких «волоковых» по бокам от него. Казалось бы, окна маленькие - но сколько света внутри! И экспозиция тоже светлая - «Детство в крестьянской семье».

Прежде чем перейти к двум последним домам деревенской улицы, прервемся ненадолго - посмотрим деревянные храмы и часовни.

Народное культовое зодчество в Костромской слободе

Ильинская церковь из села Верхний Верезовец.

По правой стороне «смоделированной» улицы, ближе к речке стоит очень интересная часовня из деревни Большое Токареве (Солигаличский район). Это образец «малой формы» рубежа XVIII—XIX веков. Она представляет собой относительно широкий восьмерик, окруженный гульбищем и завершенный небольшим шатриком по центру восьмискатной кровли. Очень оригинальная конструкция. Внимательный глаз распознает еще одну необычную особенность - стены ее сделаны с повалом, то есть с наклоном внутрь сруба.

Часовня из деревни Большое Токареве.А по другую руку, за домами, видна уже «крупная форма» - и тоже из Солигаличского района: церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец. Кстати, она не только «соседка» токаревской часовни, но и современна ей. Композиция церкви характерна для своего региона - два восьмерика на четверике. Особенность таких храмов - полное раскрытие интерьера от пола до купола (в шатровых храмах, скажем, потолок-«небо» устанавливался обычно в нижней части шатра). Кстати, свое расписное «небо» Ильинская церковь сохранила - на холсте, натянутом на свод, изображен Христос Вседержитель и сцены из Его земной жизни.

Очень рекомендуем не обойти вниманием деревянный храм на другом берегу Игуменки! Церковь Спаса из села Фоминское Костромского района (1712 год) давно привлекла внимание специалистов по деревянному зодчеству своими простыми, но очень выразительными и гармоничными формами. Это высокая клетская церковь с центральным срубом и трапезной, крытыми клиновидными двускатными кровлями, пятигранным алтарем и стройной шатровой звонницей, водруженной поверх крыши притвора.

Тут, кстати, можно взять напрокат лодку, сплавать по Игуменке. По ее берегам поставлены часовни, мельницы и баньки на столбах. Очень живописно!

Дома зажиточных крестьян в Костромской слободе

Последние два дома на деревенской улице - тема для отдельного разговора. Это целые хоромы - жилище богатых крестьян! Оба из Макарьевского района, оба имеют точную датировку: тот, что поближе - дом Серова, 1873 год; тот, что подальше - дом Липатова, 1857 год. Оба пятистенки, оба возведены одной артелью под руководством подрядчика Емельяна Зиринова, знаменитого на все Верхнее Поволжье плотника и резчика по дереву. Его резные «автографы» можно увидеть на фасадах обоих домов!

Резной «автограф» Емельяна Степановича Зиринова на доме Серова. Дом Серова из деревни Мытищи - одноэтажный с чердаком; дом Липатова из деревни Журавлево еще больше, он двухэтажный со светелкой. Богатые крестьяне-лесопромышленники могли себе такое позволить! Известно, что даже «скромный» по сравнению с липатовскими хоромами серовский дом стоил порядка тысячи рублей - это стоимость целого стада из двух десятков коров!

Пятистенок Серова выходит на улицу пятью окнами; изба и горница объединены в одном срубе. Двор этого крестьянского дома двухэтажный: внизу жил скот, наверху хранили и сушили сено. Коридор-сени между жилой и хозяйственной частью назывался «мост». Именно на «мост» попадали входящие в дом; входное крыльцо, по меркам всего жилища, кажется чуть ли не «излишне простым»: обычный навес над дверью, безо всяких изысков. А вот на ворота и косяки дверей хозяин не поскупился - они украшены красивой резьбой с диковинными растениями и традиционными для сельского орнамента русалками-«фараонками». Резьба обрамляет и слуховое чердачное окно: а здесь уже «поселились» пафосные львы!

Дом Липатова еще богаче, и если организация первого этажа еще соответствует сельскому быту, то верх - это просто-таки городская квартира! Ну с поправкой на то, что дом, конечно, из дерева. Сени язык не повернется назвать «сенями» -это коридоры! А как хороши угловые горницы с множеством окон на две стороны! Ныне в обширном доме располагается целый ряд этнографических выставок: «Русское чаепитие», «Братчина», «Традиции русского гостевания». А кому и этого показалось мало, посетите выставку саней, расположенную во дворе липатовского дома!

Ну и напоследок. Не пропустите, хотя этот домик расположен ближе всего к входу в музей, но несколько в стороне, так что, увлекшись, можно ненароком и пропустить самую древнюю жилую постройку «Костромской слободы» - уникальный дом Скобелкина из деревни Стрельниково Костромского района!

Церковь «на курьих ножках»

Храм Спаса Преображения из села Вёжи - церковь «на курьих ножках» - самый уникальный экспонат музея деревянного зодчества Костромская слобода, и самая страшная потеря Костромы за последние годы.

Но сначала пару слов о церкви. Бывшей церкви.

Церковь «Спас-на-Сваях» из села Вёжи в Ипатьевском монастыре.  Фото 1972 года.В XX веке ее знал каждый, кто видел хотя бы десяток фотографий Костромы. Церковь «на курьих ножках» - на столбиках, от затопления весенним паводком, - была одним из символов города и первоначалом музея деревянного зодчества. Именно с ее перевозки в Новый город Ипатьевского монастыря началась в 1950-х годах история нынешней «Костромской слободы». А родное село церкви... Вёжи... что-то очень знакомое, не так ли? Правильно - «В августе, около Малых Вежей...

Именно так, из той самой местности, где «домики на высоких столбах», августовской порой поэт Некрасов и его сельский приятель Мазайхин гоняли дупелиные выводки. Некрасов называл деревню Малыми Вежами, в советское время встречалось название Спас-Вёжи, но и то и другое неправильно. Спас - это село, откуда происходила церковь, а Вёжи (через ё!) - прилегающая к нему деревня, и никаких ни Малых, ни Больших.

Вежей больше нет. Ушли Вежи на дно с разливом Горьковского водохранилища. А уникального Спаса-на-Сваях перевезли в Кострому, в музей, уберегли от воды... Увы, не уберегли от огня. В 2002 году церковь сгорела при не до конца проясненных обстоятельствах. Расследование потопталось на месте и тихонько свернулось, так что винить в культурной трагедии оказалось некого.


Саша Митрахович 20.07.2018 07:49
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Loading...