Ипатьевский монастырь Кострома

Ипатьевский монастырь Кострома

Есть в России места, которые, кажется, так и дышат историей. Одно из таких мест — Ипатьевский монастырь Костромы. Монастырь - главная достопримечательность города Кострома.

Поднимающиеся на теплоходах вверх по Волге туристы видят зеленые навершия башен Ипатьевского монастыря и расположенные между ними, чуть в глубине, пять золоченых куполов Троицкого собора слева от моста, перекинувшегося через реку Кострому. Центр самой Костромы, существовавшей как город уже в начале XIII века, при Юрии Долгоруком, остается правее.

С Городищенского холма Костромы открывается не целостный, но тем не менее очень заманчивый вид на Ипатьевский монастырь. Первое письменное упоминание монастыря в истории России относится к описанию событий междоусобной борьбы за великокняжеский стол между галицко-звенигородскими князьями Юрием Звенигородским и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой против Василия II. Эта борьба длилась около 30 лет, а ее заключительный этап был напрямую связан с Ипатьевским монастырем, где был заключен мирный договор.

Монастыри Костромы.


Саша Митрахович 23.01.2016 15:16

Ипатьевский монастырь основание обители легенды и факты

Ипатьевский монастырь основание обители легенды и факты

Ипатьевский монастырь возник на стрелке рек Волги и Костромы, близ города Кострома, на старой ярославской дороге, проходившей ранее по левому берегу Волги. Изначально он имел важное стратегическое значение как укрепленный пункт на подступах к городу.

Предание возникновения Ипатьевского монастыря

Согласно преданию, монастырь был заложен в 1330 г. влиятельным вельможей Золотой Орды татарским мурзой Четом, который направлялся через эти края в Москву.

По одному ему ведомым причинам он не ужился в Золотой Орде. Бежал оттуда в Москву, к Ивану Калите, стремясь принять христианство. По дороге в 1330 году занемог и слег как раз на том самом месте, где Кострома вливается в Волгу. В горячечном бреду Чету было видение Божьей Матери. Сопровождал Богоматерь святой Ипатий. Оправившись от болезни, татарский мурза повелел заложить на месте своего выздоровления в честь святого Ипатия монастырь.

Крестившись, Чет принял христианское имя Захарий. Его праправнуки Федор, по прозвищу Сабур, и Иван, по прозванью Годун, стали родоначальниками двух известнейших в России родов — Сабуровых и Годуновых.

Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, жил на рубеже III – VI веков, был епископом города Гангра. Он был не очень широко известен на Руси, но Божий промысел судил Ипатию память и славу в далекой от его родины стороне. Он был вполне конкретной исторической личностью. Жил в IV веке и был епископом небольшого городка в Малой Азии. Порой путешествовал по своим святым делам и однажды по дороге домой был убит религиозными фанатиками. Говорят, в момент кончины Ипатий молился за своих убийц и просил простить им грехи.

Кто-то удивится, узнав, что в создании славного русского монастыря принимал участие знатный татарин, каковым был Чет. Таких фактов, действительно, не так много в истории Руси, но следует помнить, что взаимоотношения азиатских кочевников и русичей, выяснявших отношения в течение нескольких столетий, были намного сложнее и разнообразнее, чем о них говорят сухие строки учебников истории. Наша земля обустраивалась всеми, кто здесь жил, кто не чувствовал себя временщиком и чужестранцем, кто был созидателем по своему духу. Таков был и мурза Чет.

Справедливости ради отметим, что выдвигались и другие версии, касающиеся времени появления обители. Академик С. Б. Веселовский относил время её основания к концу XIII века.

Современные историки полагают, что обитель возникла ещё раньше – примерно в середине XIII века. Возможно, её основали новгородцы, почитавшие священномученика Ипатия как покровителя посадников своего города. Однако большая роль мурзы Чета в становлении Ипатьевского монастыря не подлежит сомнению.


Саша Митрахович 08.03.2016 09:20

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь под покровительством Годуновых

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь под покровительством Годуновых

Настоящий расцвет Ипатьевской обители относится ко второй половине XVI века, когда попечение о ней принял на себя Дмитрий Иванович Годунов, один из ближайших сродников Бориса Годунова.

После кончины царя Ивана Грозного трон занял его сын — Федор Иоаннович. По причине слабого физического и умственного здоровья править страной он не мог. Фактически за него во главе России встал совет, которым руководил Борис Годунов. Женой нового царя была сестра Бориса — Ирина, и это еще более укрепляло положение семейства Годуновых у российского трона. После кончины Федора Иоанновича и похожей на убийство гибели в Угличе наследника — царевича Дмитрия — Борис Годунов был избран на царство.

Годуновы чтили Ипатьевский монастырь как связанный с памятью их предков. В Ипатьевском монастыре началось каменное строительство, в особенности активизировавшееся после пожара 1581 года. В частности, в 1586 году обитель приобрела мощную каменную ограду. На средства этого влиятельного семейства на территории обители был построен первый каменный храм. Он простоял около полувека и был разрушен за несколько секунд — от случайной искры взорвался порох, который хранился в его подклетях.

По велению Бориса Годунова и его сестры царицы Ирины на месте развалин вскоре вырос величественный Троицкий собор. Он сохранился до наших дней и до сих пор радует глаз красивым шатровым крыльцом, примыкающими к собору крытыми галереями, великолепным пятиярусным иконостасом и чудесными фресками. В подвалах собора можно взглянуть на могилы родителей Бориса Годунова. Рядом с собором стоит красивая звонница.

Она тоже была построена на средства рода Годуновых. Библиотека монастыря хранит знаменитую Ипатьевскую летопись — один из важнейших рукописных документов, рассказывающий об истории древней Руси.

К началу XVII столетия монастырь превратился в крупнейшего землевладельца, обладателя удивительного собрания иконописи, церковной утвари, облачений, рукописных и печатных книг. С 1598 года он управлялся архимандритами.

После смерти Бориса Годунова новым правителем России стал его сын Федор. Однако его правление было недолгим и кончилось трагически. В Москве произошел мятеж, спровоцированный появлением так называемого Лжедмитрия — человека, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия. В результате Федор и его мать были убиты. Так на Руси началась великая смута.


Саша Митрахович 08.03.2016 09:46

Ипатьевский монастырь во время Смутного времени на Руси

Ипатьевский монастырь во время Смутного времени на Руси

К началу XVII в. Ипатьевский монастырь был превращен в мощную крепость. А потом наступило Смутное время на Руси.

В начале 1609 года в Костроме вспыхнуло восстание против Лжедмитрия II. Ставленник самозванца воевода Вельяминов со своими людьми и польским отрядом под командованием пана Лисовского затворился в Ипатьевском монастыре и несколько месяцев выдерживал осаду.

Опираясь на монастырские укрепления, поляки и русские мятежники нападали на находившиеся к северу от Костромы территории. Для борьбы с ними к стенам монастыря из Галича прибыли отряды народного ополчения. Они осадили крепость и вырыли вокруг стен осадный ров. Однако изгнать интервентов и изменников из такой хорошо укрепленной крепости, как Ипатьевский монастырь, было нелегко: слабо вооруженному войску ополченцев монастырь-крепость мог противопоставить вооружение из 37 пушек, большие запасы пороха. Продовольствия также имелось достаточно.

Для того чтобы взять крепость, нужно было подорвать ее стены. Выполнить эту задачу взялись костромские служилые люди Константин Мезенцев и Николай Костыгин. В ночь с 24 на 25 сентября 1609 г. они подвели подкоп под монастырскую стену, заложили туда бочку с порохом. Оба патриота погибли при взрыве, но ценой их жизни крепость была взята, засевшие в ней поляки и их сторонники уничтожены.

Но до завершения Смуты, однако, было еще далеко. Конец смуте положило ополчение, созванное гражданином Мининым и князем Пожарским. России был нужен новый царь. Земский собор 1613 года, избравший на царство шестнадцатилетнего Михаила Романова.


Саша Митрахович 03.12.2017 21:15

Ипатьевский монастырь - колыбель династии Романовых

Ипатьевский монастырь - колыбель династии Романовых

России нужен новый царь

Важнейшим шагом к преодолению Смутного времени в России явился Земский собор 1613 года, избравший на царство шестнадцатилетнего Михаила Романова.

Собор сформировал Великое посольство с архиепископом Рязанским и Муромским Феодоритом и боярином Федором Шереметевым во главе и наказал ему «ехоти к государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всея Руси в Ярославль или где он государь будет».

Предупрежденные об опасности, мать и сын Романовы перебрались в Кострому, сначала в свой собственный двор, а затем — в Ипатьевский монастырь, под защиту его стен. Здесь и обнаружило Михаила Великое посольство.

Здесь 14 марта 1613 года в Троицком соборе ему были оказаны царские почести и именно отсюда он, как говорит летопись, «исшел на царство Московское».

Колыбель Дома Романовых

И с тех пор Ипатьевский монастырь существовал с прибавлением нового имени — «колыбель Дома Романовых», а правящая династия не оставляла его своим попечением. При вступлении на престол каждый новый монарх обязательно посещал эту обитель. В Троицком соборе существовало даже специальное «царское место».

В 1642—1645 годах территорию обители значительно расширили, построив так называемый Новый город. В 1650—1652 годах возвели новый Троицкий собор — взамен прежнего, разрушенного при случайном взрыве хранившегося в нем пороха.

Начиная с Екатерины II Ипатьевский монастырь посещали почти все русские монархи (за исключением Павла I и Александра I). В 1834 году здесь встречали Николая I, в 1858 году — Александра II, в 1881 году — Александра III, в 1913 году — Николая II. Особенно значимы для обители были первый и последний визиты. Николай I утвердил план генеральной реконструкции монастыря, согласно которому его постройкам должны были вернуть «древний вид».

А в 1913 году Ипатьевская обитель стала идеологическим центром празднования 300-летия Дома Романовых, к каковому событию ее три года приводили в должный вид, израсходовав более ста тысяч казенных денег. Так что взору последнего императора монастырь предстал во всем великолепии.

Со святым Ипатием Романовы взошли на царство под знаком этого имени их правление и закончилось

С монастырем, созданным во славу святого Ипатия, было связано начало царствования династии Романовых, и под знаком этого имени их правление и закончилось.

Говорят, что во время коронации Михаил Федорович Романов поднялся на трон по 23 ступеням. Через три столетия, в июле 1918 года в Екатеринбурге последний русский царь из дома Романовых — Николай II — после 23 лет правления спустился на казнь вместе с семьей по 23 ступенькам в подвал дома, принадлежавшего ранее инженеру Ипатьеву.

Что это? Простое совпадение? Людская молва? Или проявление странных закономерностей, пока не известных науке?


Саша Митрахович 03.12.2017 22:13

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь Костромы после революции

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь Костромы после революции

Вскоре после революции большевики «расформировали» Ипатьевский монастырь, изгнав из него насельников и превратив в рабочий поселок «Текстильщица». Новый город переоборудовали в спортплощадку, в подклете Троицкого собора устроили склад овощей, в Богородице-Рождественском храме — антирелигиозный музей.

Вскоре газеты оптимистично заголосили о том, что «намечено снести не представляющие исторической ценности стены Ипатьевского монастыря и ряд церковных построек в нем». И в 1932 году намеченный снос таки начался — разрушили храм Рождества Богородицы. До остального, к счастью, руки не дошли.

После войны в монастыре началась реставрация, а в 1958 году здесь разместился музей-заповедник, занимавший монастырские здания вплоть до сравнительно недавнего времени.


Саша Митрахович 04.12.2017 07:48

Троицкий собор Ипатьевского монастыря

Троицкий собор Ипатьевского монастыря

Ансамбль Ипатьевской обители уникален по своей сохранности. Главную ценность здесь представляет, конечно, Троицкий собор, строившийся в 1650—1652 годах. Вплоть до 1649 года на его месте стоял собор, возведенный в 1569 году на средства Д.И. Годунова. Это был сравнительно небольшой двухстолпный храм с двумя приделами — во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В январе 1649 года этот храм был разрушен взрывом пороха, хранившегося в его подклете.

Новый собор, строившийся на щедрое царское пожертвование, вышел гораздо величественнее прежнего. Кроме того, его украсили фресками. Основной их объем выполнялся в 1684 году артелью костромских мастеров под руководством Гурия Никитина и Силы Савина. На северной стене собора есть клеймо, где все они перечислены.

Есть в соборе и фрагменты более ранних, 1654 года, фресок (например, композиция «Страшный суд» в западной галерее). Эти росписи выполнялись артелью костромича Василия Ильина Запокровского. Работы тогда прервала эпидемия чумы — возможно, самая страшная за всю историю России. От морового поветрия погибла, согласно подсчетам исследователей, едва ли не половина всего населения страны, и роспись собора была отложена до лучших времен — на тридцать лет.

В подклете Троицкого собора находится так называемая усыпальница Годуновых — хотя представителям этой фамилии принадлежат здесь только три надгробные плиты из семи. Древнейшая усыпальница Годуновых, где находились погребения более чем двадцати членов семьи (в том числе Федора и Стефании, родителей царицы Ирины и собственно Бориса Годунова), попала под фундамент Богородице-Рождественской церкви, перестраивавшейся в середине XVIII века и была, таким образом, уничтожена.


Саша Митрахович 04.12.2017 07:53

План Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря

План Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря
  1. Троицкий собор
  2. Звонница. Колокольня
  3. Палаты бояр Романовых
  4. Архиерейский корпус
  5. Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии
  6. Наместничий корпус
  7. Братский корпус
  8. Кельи над погребами
  9. Свечной корпус
  10. Северные (Екатерининские ворота)
  11. Кузнечная башня
  12. Пороховая башня
  13. Водяная башня
  14. Воскобойная башня
  15. Квасная башня
  16. Вотчинная контора
  17. Зеленая башня
  18. Юго-западная башня
  19. Северо-западная башня
  20. Западные ворота
  21. Мемориальная колонна
  22. Обруб
  23. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  24. Усыпальница бояр Годуновых
  25. Засенье
  26. По наиболее распространенному мнению, Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был заложен в 1330 г. влиятельным вельможей Золотой Орды татарским мурзой Четом, который направлялся через эти края в Москву для службы у великого князя Ивана Калиты.
  27. На подходе к Костроме Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность на этом месте вскоре была основана обитель, названная в честь священномученика.

Значительное строительство в монастыре началось в период возвышения боярского рода Годуновых. Начиная с середины XVI в. на территории монастыря развернулось грандиозное каменное строительство. В этот период были возведены: Троицкий собор — главный храм обители, монастырские стены с въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые Парадные ворота с надвратной церковью, жилые корпуса и хозяйственные помещения. Каменные стены имели протяженность более 500 м, достигали в высоту 6 м и имели в своей толщи галерею, по которой можно было обойти все укрепление. За стенами находились ров и земляной вал. Крепость получила вид прямоугольника неправильной формы. Ее восточная сторона примыкала к реке Костроме, южная — к реке Игуменке, ныне пересохшей.

В древности Волга с этой стороны подходила вплотную к стенам монастыря, но в настоящее время устье реки Костромы перемещено на 14 км выше по течению Волги в связи с устройством Горьковского водохранилища, и у стен монастыря остался лишь рукав старого русла реки. По углам крепостной стены находились 4 круглые башни, еще 5 квадратных башен обороняли въездные ворота. Круглая форма угловых башен позволяла вести огонь в радиальном направлении, одновременно представляя собой удобный пункт наблюдения за прилегающей местностью. Квадратные башни усиливали оборону центра стены и служили надежным прикрытием монастырских ворот.

В середине XVII в. по велению царя Михаила территория монастыря с западной стороны была расширена и ограждена каменной стеной. В 1649 г.

Троицкий собор был разрушен взрывом хранившегося в нем пороха, и вскоре на его месте был возведен новый ныне существующий храм.


Саша Митрахович 04.12.2017 08:01

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча