История Годуновых

На фото: Явление Пресвятой Богородицы мурзе Чету. Роспись Святых ворот Ипатьевского монастыря.
Свое происхождение Годуновы вели от некоего мурзы Чета, выехавшего из Золотой Орды и поступившего на службу к Ивану Калите. С этим «выездом» связано любопытное предание. Согласно ему, по дороге в Москву ордынец занемог и, остановившись близ Костромы, в тонком сне увидел Пресвятую Богородицу с апостолом Филиппом и святителем Ипатием Гангрским. Божия Матерь пообещала Чету исцеление.
Выздоровев и благополучно прибыв ко двору великого князя, Чет крестился с именем Захария и испросил у Калиты позволение основать монастырь на том месте, где ему было видение. Монастырь получил название Ипатьевского.

От Захарии произошли, как указывают старинные родословцы, Сабуровы, Шеины, Вельяминовы и Годуновы. Достоверность предания о мурзе вызывает в настоящее время сомнения (так, С. Б. Веселовский считал род Захарии костромским, а возникновение легенды о татарском происхождении Годуновых относил к последней трети XVI века, когда те, возвысившись, стремились придумать себе «интересную» биографию).
Как бы ни было, Кострому и ее окрестности Годуновы считали в некотором смысле своей духовной родиной. Они с большим вниманием относились к нуждам Ипатьевского монастыря, и именно на вторую половину XVI столетия, когда потомки Чета вплотную приблизились к трону, приходится расцвет еще недавно очень скромной обители. В особенности активно каменное строительство велось здесь в 1580— 1590-е годы. Главным благотворителем выступал в данном случае Дмитрий Иванович Годунов.
С 1586 по 1591 год он, как свидетельствует монастырская вкладная книга, пожертвовал «на каменное дело» около 10 000 рублей (очень серьезные деньги по тем временам) и несколько деревень. Исправно пополнял он и монастырскую ризницу.

Как замечает искусствовед М. М. Постникова-Лосева, «по отношению к Ипатьевскому монастырю Дмитрий Иванович был не обычным вкладчиком. Он не только обогащал ризницу новыми вещами, но неустанно заботился о ее состоянии, лично пересматривая ее содержимое при частых посещениях монастыря, входя во все мелочи и внося различные изменения и исправления, которые он считал нужными с эстетической точки зрения». Это замечание косвенно обнадеживает нас и относительно убранства Богоявленской церкви в Красном.
В 1590-е годы Дмитрий Иванович Годунов находился на пике своей карьеры, был наместником в Великом Новгороде, а с 1598 года ведал Конюшенным приказом. Но после смерти царя Бориса Годунова все пошло прахом: Лжедмитрий отправил Годунова в ссылку, где он и умер в 1605 году. Похоронили его в Ипатьевском монастыре.
Известны в русской истории и другие Годуновы (помимо Бориса Федоровича, конечно). Например, небезынтересна фигура троюродного брата царя Бориса, Григория Васильевича. Он, как передают летописцы, отличался набожностью, в связи с чем снискал к себе особое расположение царя Феодора Иоанновича. Григорий Годунов был при нем, когда тот молился об избавлении Москвы от нашествия Казы-Гирея. Перед смертью (а он успел умереть до событий Смутного времени, в 1598 году) боярин принял постриг с именем Христофор. Погребли его всё в том же Ипатьевском монастыре, которому он, как и Дмитрий Иванович, щедро благотворил.
Другому Годунову, окольничему Ивану Ивановичу, посчастливилось меньше. При Лжедмитрии I он был заключен в тюрьму, а затем отправлен в ссылку, где находился вплоть до воцарения Василия Шуйского.

В 1610 году Ивана Годунова захватил в Калуге Лжедмитрий II. Сброшенный по приказу самозванца с башни, Годунов остался жив. Тогда его вывезли на середину Оки и кинули в воду, но и тут пленник «не захотел» умирать сразу. Он схватился за борт лодки, и только после того, как ему отсекли руку, утонул.
Вообще, в Смутное время род Годуновых изрядно поредел: в 1603 году, накануне смутных событий, скончался Степан Васильевич Годунов, в 1605 году умер «напрасной смертью» Семен Никитич Годунов (его то ли задушили, то ли уморили голодом приспешники Лжедмитрия I), в 1607 году окончил свой земной век Яков Михайлович Годунов, сосланный в Свияжск. Это не говоря о смерти Бориса Годунова и гибели его сына Федора в 1603 году. Тем не менее фамилия Годуновых прослеживается до 1704 года, когда скончался стольник Григорий Петрович Годунов. Оба его сына умерли в младенчестве. Род, чуть было не давший России правящую династию, пресекся.