Ипатьевский монастырь основание обители легенды и факты

Ипатьевский монастырь возник на стрелке рек Волги и Костромы, близ города Кострома, на старой ярославской дороге, проходившей ранее по левому берегу Волги. Изначально он имел важное стратегическое значение как укрепленный пункт на подступах к городу.
Предание возникновения Ипатьевского монастыря
Согласно преданию, монастырь был заложен в 1330 г. влиятельным вельможей Золотой Орды татарским мурзой Четом, который направлялся через эти края в Москву.
По одному ему ведомым причинам он не ужился в Золотой Орде. Бежал оттуда в Москву, к Ивану Калите, стремясь принять христианство. По дороге в 1330 году занемог и слег как раз на том самом месте, где Кострома вливается в Волгу. В горячечном бреду Чету было видение Божьей Матери. Сопровождал Богоматерь святой Ипатий. Оправившись от болезни, татарский мурза повелел заложить на месте своего выздоровления в честь святого Ипатия монастырь.
Крестившись, Чет принял христианское имя Захарий. Его праправнуки Федор, по прозвищу Сабур, и Иван, по прозванью Годун, стали родоначальниками двух известнейших в России родов — Сабуровых и Годуновых.
Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, жил на рубеже III – VI веков, был епископом города Гангра. Он был не очень широко известен на Руси, но Божий промысел судил Ипатию память и славу в далекой от его родины стороне. Он был вполне конкретной исторической личностью. Жил в IV веке и был епископом небольшого городка в Малой Азии. Порой путешествовал по своим святым делам и однажды по дороге домой был убит религиозными фанатиками. Говорят, в момент кончины Ипатий молился за своих убийц и просил простить им грехи.
Кто-то удивится, узнав, что в создании славного русского монастыря принимал участие знатный татарин, каковым был Чет. Таких фактов, действительно, не так много в истории Руси, но следует помнить, что взаимоотношения азиатских кочевников и русичей, выяснявших отношения в течение нескольких столетий, были намного сложнее и разнообразнее, чем о них говорят сухие строки учебников истории. Наша земля обустраивалась всеми, кто здесь жил, кто не чувствовал себя временщиком и чужестранцем, кто был созидателем по своему духу. Таков был и мурза Чет.
Справедливости ради отметим, что выдвигались и другие версии, касающиеся времени появления обители. Академик С. Б. Веселовский относил время её основания к концу XIII века.
Современные историки полагают, что обитель возникла ещё раньше – примерно в середине XIII века. Возможно, её основали новгородцы, почитавшие священномученика Ипатия как покровителя посадников своего города. Однако большая роль мурзы Чета в становлении Ипатьевского монастыря не подлежит сомнению.