Троицкий собор Ипатьевского монастыря

Ансамбль Ипатьевской обители уникален по своей сохранности. Главную ценность здесь представляет, конечно, Троицкий собор, строившийся в 1650—1652 годах. Вплоть до 1649 года на его месте стоял собор, возведенный в 1569 году на средства Д.И. Годунова. Это был сравнительно небольшой двухстолпный храм с двумя приделами — во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В январе 1649 года этот храм был разрушен взрывом пороха, хранившегося в его подклете.
Новый собор, строившийся на щедрое царское пожертвование, вышел гораздо величественнее прежнего. Кроме того, его украсили фресками. Основной их объем выполнялся в 1684 году артелью костромских мастеров под руководством Гурия Никитина и Силы Савина. На северной стене собора есть клеймо, где все они перечислены.
Есть в соборе и фрагменты более ранних, 1654 года, фресок (например, композиция «Страшный суд» в западной галерее). Эти росписи выполнялись артелью костромича Василия Ильина Запокровского. Работы тогда прервала эпидемия чумы — возможно, самая страшная за всю историю России. От морового поветрия погибла, согласно подсчетам исследователей, едва ли не половина всего населения страны, и роспись собора была отложена до лучших времен — на тридцать лет.
В подклете Троицкого собора находится так называемая усыпальница Годуновых — хотя представителям этой фамилии принадлежат здесь только три надгробные плиты из семи. Древнейшая усыпальница Годуновых, где находились погребения более чем двадцати членов семьи (в том числе Федора и Стефании, родителей царицы Ирины и собственно Бориса Годунова), попала под фундамент Богородице-Рождественской церкви, перестраивавшейся в середине XVIII века и была, таким образом, уничтожена.