«Красный Рог» - Музей-усадьба Алексея Константиновича Толстого

Километрах в двадцати от города Почеп по дороге на Брянск располагается «литературное дворянское гнездо» - усадьба Красный Рог, воссозданное имение поэта, переводчика, драматурга Алексея Константиновича Толстого (1817-1875). Изначально усадьба, как и окрестные земли, как и сам Почеп, принадлежала Разумовским. В Красном Роге были его охотничьи угодья, соответственно и небольшой домик называли «охотничьим замком».
История перехода Красного Рога во владение А. К. Толстого такова: сын К. Г. Разумовского, Алексей Кириллович, завещал Краснорогскую волость своим внебрачным сыновьям Льву и Василию Перовским. Позже к ним переселился третий брат - Алексей, известный под литературным псевдонимом Антоний Погорельский. А еще через некоторое время автор «Черной курицы» дал приют в Красном Роге своей сестре, Анне Толстой. После разрыва с мужем та в одиночку растила малолетнего сына Алексея, будущего писателя.
До самой своей смерти в 1836 году Перовский заменял мальчику, а затем и юноше, отца. Вместе они посадили близ села березовую рощу. В Красном Роге маленький Алеша получил то, что впоследствии помогло раскрыться его таланту: «Я очень рано привык к мечтательности, - писал потом А. К. Толстой, - вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил: воздух и вид наших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь и оставшееся во мне и поныне». Первое опубликованное произведение писателя - повесть «Упырь» (1841) - вышло под псевдонимом «Краснорогский».
Впрочем, с матерью у Алексея Константиновича были весьма напряженные отношения, так что большую часть свободного времени он проводил в собственном имении «Пустынька» под Санкт-Петербургом. На постоянное место жительства в Красный Рог он переехал только после смерти Анны Толстой и своего выхода в отставку, в 1861 году.
К этому периоду жизни относятся его зрелые литературные произведения, в первую очередь повесть «Князь Серебряный» (1862) и драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» (1866-1870). В Красном Роге Толстого навещали И. С. Тургенев, А. А. Фет, Я. П. Полонский; в любимой усадьбе Алексей Константинович и скончался. В последние годы жизни писатель страдал головными болями и по назначению врача принимал морфий. 28 сентября 1875 года он ввел себе слишком большую дозу.
К сожалению, оригинальный главный дом усадьбы - тот самый «охотничий замок» - сгорел во время Великой Отечественной войны. Остальные постройки в большинстве своем были возведены уже после смерти А. К. Толстого, лишь один из четырех флигелей и прачечная относятся к тому времени, когда он проживал в Красном Роге.
Именно в сохранившемся флигеле и был открыт 3 сентября 1967 года литературно-мемориальный музей писателя. Экспозицию поначалу собирали, как говорится, «с миру по нитке» - что находилось в окрестностях. Личные вещи А. К. Толстого, типичные для его эпохи предметы быта, портреты, книги. С 1960-х годов музей проводит ежегодный поэтический фестиваль «Серебряная лира».
В те же годы был разработан и проект воссоздания «охотничьего замка». Но тогда не дошли руки. О проекте вспомнили лишь в перестроечное время. Реализован он был в 1988-1993 годах благодаря уроженцу Брянщины - писателю, главному редактору журнала «Советский Союз» Николаю Грибачеву. В 1980-1990 годах он был председателем Верховного Совета РСФСР. Правда, возрожденного усадебного дома Николай Матвеевич не увидел - он скончался за год до завершения работ.

Уже в наше время, в 2014 году, Министерство культуры России выделило значительные средства на воссоздание интерьеров усадьбы, максимально приближенных к оригиналу. К сожалению, о том, как был обставлен дом при А. К. Толстом, точных сведений нет. Однако в таких случаях музейные работники ориентируются на косвенные указания, накопленные общие знания и аналогии.
Хорош парк усадьбы Красный Рог, сочетающий пейзажную планировку с регулярной. Перед «охотничьим замком» был разбит геометрический цветочный партер, впоследствии замененный простым цветником. Территория за домом сохранила оригинальную живописную планировку с видовыми площадками, ландшафтными группами зелени, аллеями и обрамляющим парк руслом речки Рожок.
Прямая как стрела километровая аллея ведет от «охотничьего замка» к Успенской церкви. Она тоже деревянная и тоже выстроена по заказу К. Г. Разумовского в 1777 году. Оригинальное здание было частично перестроено в 1880-х. Краснорогская церковь не раз упоминается в текстах А. К. Толстого. Известно, что именно с ее порога в 1861 году поэт зачитывал крестьянам императорский манифест об отмене крепостного права. Поэтический фестиваль «Серебряная лира» начинается от стен церкви.
Как заведено на Брянщине, церковь бревенчатая на кирпичном основании, обшитая тесом, крестообразная в плане, во внешнем облике сочетает элементы традиционной малороссийской архитектуры с подражанием каменному зодчеству. Этот «сплав» придает деревянным церквям Брянской земли неповторимый, легко узнаваемый колорит. Храм не закрывался. В его ограде находится каменная часовня-усыпальница А. К. Толстого и его супруги.