Кирилл Разумовский

На примере Кирилла Разумовского можно рассказать красивую историю о том, как неграмотный казак-пастух стал президентом Российской академии наук, кстати, самым молодым, а потом - гетманом Войска Запорожского, причем последним, а также никогда не воевавшим генерал-фельдмаршалом.
Граф Разумовский Кирилл Григорьевич родился в селе Лемеши Киевской губернии Российской империи. Его отец Григорий Розум был реестровым казаком, а Кирилл с детства пас скот. Возможно, ничего не изменилось бы в его судьбе, если бы в нее не вмешался старший брат.
Своего старшего сына Григорий Розум грамоте обучил, и вскоре мальчик сбежал от родителей в соседнее село, поселился у тамошнего дьячка, стал петь в церковном хоре. Именно там на красивого юношу с чудесным голосом обратил внимание полковник Вишневский, искавший в то время певчих для придворного хора. Таким образом Алексей оказался в Петербурге.
Там на Кирилла Разумовского очень скоро обратила внимание дочь Петра I Елизавета Петровна. Розум стал ее фаворитом, а после восшествия Елизаветы на престол даже тайно обвенчался с ней. И получил графский титул. После этого Алексей Григорьевич выписал в Петербург всю семью, а Кирилла отправил набираться знаний в Европу. За тем, чтобы красавец-казак набрался нужных знаний, поручили следить академику Г. Н. Теплову.
Разумовский побывал в Италии и Франции, слушал лекции в Геттингенском университете, а математику постигал в доме выдающегося ученого Леонарда Эйлера. Когда Кириллу исполнилось 16 лет, он вернулся в столицу, где тоже стал графом. Примечательно, что всего двумя годами позже его уже назначили президентом Петербургской академии наук, как было объявлено, «в рассуждение усмотренной в нем особливой способности и приобретенного в науках искусства». Разумеется, фактическое управление молодой человек не осуществлял - это легло на плечи директоров. Президентское кресло Разумовский занимал более полувека.
Кирилл Разумовский был человеком добрым, щедрым, прямым и иногда сентиментальным. Так, говорили, что он до конца жизни бережно хранил свой пастушеский костюм. Императрица отмечала, что он был хорош собой, оригинального ума, очень приятен в обращении и умом несравненно превосходил своего брата.
Естественно, по Кириллу Григорьевичу Разумовскому буквально сходили с ума все светские красавицы, но царица выдала за него свою троюродную сестру - Екатерину Нарышкину. В результате этого брака Разумовский стал одним из самых богатых людей в стране. К. Валишевский в книге «Вокруг трона» (1909) писал:
«У Разумовского на кухне ежедневно истребляли целого быка, десять баранов, сотню кур и прочего в соответствующем количестве. <...> Он не забывал никогда привычек своей родины и во многих частностях сохранил их: простые и грубые малороссийские кушанья -борщ и гречневая каша - всегда были его любимыми блюдами. При звуках казацкой бандуры ноги его сами начинали ходить».
В 1750 году царица даже решила вернуть институт гетманства, сделав Кирилла Григорьевича «Ея Императорского Величества гетманом всея Малыя России, обоих сторон Днепра и войск запорожских». Прибыв на новое место службы, Разумовский активно занялся возведением роскошных дворцов и храмов. Вместе с тем, он легко подпадал под влияние нечистоплотных людей, поэтому в столицу посыпались жалобы на гетмана, мол крестьяне при нем нищают, а родственники Разумовского богатеют.
В итоге власть гетмана существенно ограничили. Разумовский же после этого стал больше времени посвящать делам. Ввел начальное образование для казацких детей, задумывал даже открыть университет по типу Московского (но не успел) и реформировал местные суды. Начал разводить шелковицу, завез сельскохозяйственную технику, испанских овец, усовершенствовал суконные и свечные фабрики и, по одной из версий, развел в Малороссии пирамидальные тополя!
Разумовский хотел сделать гетманский титул передающимся по наследству. Однако в Петербурге идею не оценили, гетманство отменили, а Кириллу Григорьевичу в утешение дали титул генерал-фельдмаршала. После смерти брата, оставившего ему свое огромное состояние, он разбогател еще больше, что позволило ему:
«держаться с высокомерной независимостью, не лишенной величия, и, занимая особое положение, на неприкосновенность которого и сама Екатерина, по-видимому, не посягала, некоторым образом стал особняком среди толпы, сгибавшейся в три погибели под повелительным взором монархини», - отмечал К. Валишевский.
До конца жизни Разумовский сохранял свой веселый нрав и чувство юмора, несмотря на то, что здоровье стало его подводить. Вот, например, одно из писем, адресованных сыну:
«У нас после прекрасных дней сделалась погода чухонская, небо пестрое, похожее на серую лошадь в яблоках, между которых и солнце иногда проскакивает. Погода холодная и сырая производит дождь, снег и крупу, а посему и я как разбитая лошадь, чувствую боль превеликую в груди. Спина, ребра будто как дубьем по-надломали. <...> Растаяло было все, показывало приближение весны, но вдруг задуло по-зимнему, заморозило и дало пощечину весне, которая гораздо, кажется, поотчалила».
Умер Кирилл Григорьевич в 1803 году.