Крестовоздвиженский храм Палеха внутри

Крестовоздвиженский храм имеет достаточно сложную структуру, внутри него — как бы несколько перетекающих друг в друга, но в то же время отдельных пространств — главного четверика, нижнего яруса трапезной, соединенной с четвериком арочным проемом, и верхнего яруса трапезной, попасть в который можно из нижнего по чугунной винтовой лестнице. При этом верхний придел организован по принципу лоджии: в центре оставлен огороженный перилами проем в нижнюю часть трапезной. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарная часть — коробовым, который переходит в конху.
В трапезной — коробовые своды с распалубкой.
Росписи четверика, первоначально исполненные в 1800-е годы в смешанной технике, реставрировались в начале XX века, а затем в 1950—1960-е годы. Иконо-графической основной для них послужила Библия с гравюрами Кристофа Вайгеля, изданная в Аугсбурге в конце XVII века. Однако русские мастера переработали композиции, взятые за образец, в традиционной иконописной стилистике, что, вкупе с традиционным же использованием графьи и несколько блеклыми, «фресковыми» тонами, придало им интересную двойственность.
Палехские мастера постарались на славу: настенные росписи просто великолепны. Тут и Саваоф в окружении ангелов, и история сотворения Земли, человека, растительного и животного мира, и сцены грехопадения людей, и изгнание Адама и Евы из рая.
Отдельно сцены Страшного суда, а над входом - сцены из жизни Иисуса Христа.
Иконы нижнего ряда главного четырехъярусного иконостаса сохранились в том же виде, какими их написали палехские мастера XVIII века. Остальные были переписаны во второй половине ХIХ-го. Но самым древним элементом храма считаются резные царские врата XVI века в южном приделе, изготовленные мастерами средневекового Углича, а также новгородская икона Николая Чудотворца с житием, написанная еще в XIV веке.
Четырехъярусный иконостас имеет «завороты» на боковые стены четверика, как бы охватывая их.
Иконостасы приделов современны главному, однако иконостас северного придела трапезной включает в себя уникальный памятник — царские врата, выполненные в XVI веке, едва ли не самый древний на территории Ивановской области памятник декоративно-прикладного храмового искусства. Врата сохранились без больших утрат и послужили образцом для царских врат южного придела.
Внутренне убранство церкви, утверждают местные священнослужители, сохранилось лишь благодаря тому, что храм не закрывали до 1936 года, а потом в нем разместили филиал Государственного музея палехского искусства. Сотрудники филиала очень бережно относились к церковному имуществу, а в 1958 году даже провели небольшую реставрацию главного иконостаса.