Крестовоздвиженский собор Палех
Содержание:
История Крестовоздвиженского собора неотделима от истории Палеха, села, с одной стороны, совсем обычного, с другой — совершенно особенного.
Крестовоздвиженский храм в Палехе был построен в последней трети XVIII века, однако храм запустел в Смутное время, а потом долго не мог быть восстановлен по недостатку средств.
Первые сведения о новой Крестовоздвиженской церкви относятся к концу XVII века: в делах Патриаршего казенного приказа сохранились данные о ее постройке в 1693 году. В 1696 году при ней освятили Казанский придел, а под 1712 годом говорится об освящении в Палехе церкви во имя Николая Чудотворца.
В 1719 году Крестовоздвиженский храм пострадал от воров, которые «с местных икон оклады ободрали и что было церковные сборные казны мирского подаяния и то все унесли».
Новый каменный храм Палеха
Наконец, в 1774 году на средства прихожан в Палехе отстроили каменный четырех-придельный Крестовоздвиженский храм. Кроме главного престола, освященного в честь Воздвижения Креста Господня, здесь имелись Казанский и Никольский приделы, а во втором ярусе несколько позднее был устроен небольшой храм с посвящением престола Архистратигу Михаилу.
Средства на постройку нового каменного храма палешане изыскали если не с легкостью, то, во всяком случае, без существенных затруднений. Храм получился просторный, с островерхой колокольней. За иконным и стенным письмом тоже далеко идти не требовалось — работали свои же мастера. Правда, росписи интерьеров затянулись надолго, окончившись только в 1800-е годы, — возможно, именно потому, что местные иконописцы были заняты сторонними заказами.
Жизнь Крестовоздвиженского прихода мало чем отличалась от жизни многих других сельских приходов. Ни вопиющей нищеты, ни вызывающей роскоши.
Примерно в 1907 году, в мастерской братьев И. В. и В. В. Белоусовых для Крестовоздвиженской церкви Палеха был создан новый иконостас — редкостно прекрасный для своего времени образец стилизации под XVIII век. Иконы для него писались заново, но «в старой манере», а в местном ряду оставили несколько почитаемых образов XVIII—XIX веков.
После революции Крестовоздвиженский храм Палеха закрыли, но в нем разместился отдел древней живописи Государственного музея Палехского искусства, что позволило сохранить в неприкосновенности уникальные интерьеры церкви.
Передали Церкви палехский храм в начале 1990-х годов. И начинал он возрождаться как подворье Николо-Шартомского монастыря, взявшего под свою опеку едва ли не большинство полуразрушенных храмов Шуйской округи. Крестовоздвиженский храм к полуразрушенным, к счастью, не относился, но приходскую жизнь пришлось выстраивать с нуля.
В 2012 году, когда с образованием Кинешемской и Палехской епархии церковь приобрела статус кафедрального Крестовоздвиженского собора Палеха.
Архитектура Крестовоздвиженского храма в Палехе
Архитектура Крестовоздвиженского храма в Палехе характерна для своей местности, где пересеклись владимирско-суздальские и ярославско-костромские строительные традиции. Подобные храмы — и подобные колокольни — можно встретить по всей Ивановской области, в Суздале и его окрестностях, в районах Костромской области, прилегающих к Ивановской. Все это памятники сравнительно поздние, относящиеся по большей части к XVIII веку. Подумать только — в эту эпоху в столицах барокко доживало последние годы, его готовился сменить классицизм, а здесь, «во глубине России»... И, в сущности, не такая уж «глубина».
Консервативная провинция в это время только-только начала заимствовать элементы московского барокко, да и то — в очень скромной мере. Речь идет, конечно, о памятниках, строившихся «миром». Баре там у себя в усадьбах могли хоть Растрелли, хоть Баженова приглашать. А провинциальный «мир» строил так. Удобно. Надежно. С укорененностью в привычной старине и осторожным включением в общую концепцию сравнительно новых, но уже проверенных деталей. (С тем чтобы уже спустя малое количество десятилетий почти полностью перейти на типовые, добротно-классицистские, а затем и тоновские проекты.)
Главная задача, которую в случае с подобными храмами решал зодчий (а им был некто Егор Дубов), — выгодное расположение. Цитируем «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область»:
«Расположена на гребне пологого спуска к реке, в центре торговой площади: определяет панораму поселка с реки и господствует в окружающем пейзаже».
Впрочем, проблема расположения решалась еще теми мастерами, которые строили первоначальные деревянные храмы, поскольку каменные возводились на их месте.
Крестовоздвиженский храм Палеха внутри
Крестовоздвиженский храм имеет достаточно сложную структуру, внутри него — как бы несколько перетекающих друг в друга, но в то же время отдельных пространств — главного четверика, нижнего яруса трапезной, соединенной с четвериком арочным проемом, и верхнего яруса трапезной, попасть в который можно из нижнего по чугунной винтовой лестнице. При этом верхний придел организован по принципу лоджии: в центре оставлен огороженный перилами проем в нижнюю часть трапезной. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарная часть — коробовым, который переходит в конху.
В трапезной — коробовые своды с распалубкой.
Росписи четверика, первоначально исполненные в 1800-е годы в смешанной технике, реставрировались в начале XX века, а затем в 1950—1960-е годы. Иконо-графической основной для них послужила Библия с гравюрами Кристофа Вайгеля, изданная в Аугсбурге в конце XVII века. Однако русские мастера переработали композиции, взятые за образец, в традиционной иконописной стилистике, что, вкупе с традиционным же использованием графьи и несколько блеклыми, «фресковыми» тонами, придало им интересную двойственность.
Палехские мастера постарались на славу: настенные росписи просто великолепны. Тут и Саваоф в окружении ангелов, и история сотворения Земли, человека, растительного и животного мира, и сцены грехопадения людей, и изгнание Адама и Евы из рая.
Отдельно сцены Страшного суда, а над входом - сцены из жизни Иисуса Христа.
Иконы нижнего ряда главного четырехъярусного иконостаса сохранились в том же виде, какими их написали палехские мастера XVIII века. Остальные были переписаны во второй половине ХIХ-го. Но самым древним элементом храма считаются резные царские врата XVI века в южном приделе, изготовленные мастерами средневекового Углича, а также новгородская икона Николая Чудотворца с житием, написанная еще в XIV веке.
Четырехъярусный иконостас имеет «завороты» на боковые стены четверика, как бы охватывая их.
Иконостасы приделов современны главному, однако иконостас северного придела трапезной включает в себя уникальный памятник — царские врата, выполненные в XVI веке, едва ли не самый древний на территории Ивановской области памятник декоративно-прикладного храмового искусства. Врата сохранились без больших утрат и послужили образцом для царских врат южного придела.
Внутренне убранство церкви, утверждают местные священнослужители, сохранилось лишь благодаря тому, что храм не закрывали до 1936 года, а потом в нем разместили филиал Государственного музея палехского искусства. Сотрудники филиала очень бережно относились к церковному имуществу, а в 1958 году даже провели небольшую реставрацию главного иконостаса.
Крестовоздвиженский храм Палех богослужения контакты как добраться расположение на карте
Богослужения в Крестовоздвиженском храме:
Богослужения в Крестовоздвиженском храме (то есть соборе) совершаются ежедневно, утром и вечером. Однако во внебогослужебное время он часто бывает закрыт, и это необходимо учесть, планируя его посещение.
Контакты:
- Адрес: 155620, Россия, Ивановская обл., Палехский р-н, пгт Палех, Базарный пер., д. 1
- Официальный сайт Палехского благочиния Кинешемской и Палехской епархии: www.blago-palekh.ru
Как добраться самостоятельно:
Добраться можно. Вероятно, удобнее всего все-таки автобусом (из Москвы с Щелковского автовокзала каждый день примерно каждые два — два с половиной часа отправляются автобусы в Шую). От Шуи до Палеха — около тридцати километров. Автобусы ходят. Что немаловажно — без крова ни в Шуе, ни в Палехе, если вдруг не сложится что-то с общественным транспортом, не останетесь: и тут, и там есть гостиницы, переночевать можно. Есть также автобусы из Иванова.
На автомобиле из Москвы надо выезжать по трассе М7 через Владимир и Иваново, затем уходить на Р-152 (дорога через Шую). Из Нижнего Новгорода удобнее ехать через Балахну.