Крестовоздвиженский собор Палех

Крестовоздвиженский собор Палех

История Крестовоздвиженского собора неотделима от истории Палеха, села, с одной стороны, совсем обычного, с другой — совершенно особенного.

Крестовоздвиженский храм в Палехе был построен в последней трети XVIII века, однако храм запустел в Смутное время, а потом долго не мог быть восстановлен по недостатку средств.

Первые сведения о новой Крестовоздвиженской церкви относятся к концу XVII века: в делах Патриаршего казенного приказа сохранились данные о ее постройке в 1693 году. В 1696 году при ней освятили Казанский придел, а под 1712 годом говорится об освящении в Палехе церкви во имя Николая Чудотворца.

В 1719 году Крестовоздвиженский храм пострадал от воров, которые «с местных икон оклады ободрали и что было церковные сборные казны мирского подаяния и то все унесли».

Новый каменный храм Палеха

Наконец, в 1774 году на средства прихожан в Палехе отстроили каменный четырех-придельный Крестовоздвиженский храм. Кроме главного престола, освященного в честь Воздвижения Креста Господня, здесь имелись Казанский и Никольский приделы, а во втором ярусе несколько позднее был устроен небольшой храм с посвящением престола Архистратигу Михаилу.

Средства на постройку нового каменного храма палешане изыскали если не с легкостью, то, во всяком случае, без существенных затруднений. Храм получился просторный, с островерхой колокольней. За иконным и стенным письмом тоже далеко идти не требовалось — работали свои же мастера. Правда, росписи интерьеров затянулись надолго, окончившись только в 1800-е годы, — возможно, именно потому, что местные иконописцы были заняты сторонними заказами.

Жизнь Крестовоздвиженского прихода мало чем отличалась от жизни многих других сельских приходов. Ни вопиющей нищеты, ни вызывающей роскоши.

Примерно в 1907 году, в мастерской братьев И. В. и В. В. Белоусовых для Крестовоздвиженской церкви Палеха был создан новый иконостас — редкостно прекрасный для своего времени образец стилизации под XVIII век. Иконы для него писались заново, но «в старой манере», а в местном ряду оставили несколько почитаемых образов XVIII—XIX веков.

После революции Крестовоздвиженский храм Палеха закрыли, но в нем разместился отдел древней живописи Государственного музея Палехского искусства, что позволило сохранить в неприкосновенности уникальные интерьеры церкви.

Передали Церкви палехский храм в начале 1990-х годов. И начинал он возрождаться как подворье Николо-Шартомского монастыря, взявшего под свою опеку едва ли не большинство полуразрушенных храмов Шуйской округи. Крестовоздвиженский храм к полуразрушенным, к счастью, не относился, но приходскую жизнь пришлось выстраивать с нуля.

В 2012 году, когда с образованием Кинешемской и Палехской епархии церковь приобрела статус кафедрального Крестовоздвиженского собора Палеха.

Палех православные храмы.


Саша Митрахович 25.10.2017 07:19

Архитектура Крестовоздвиженского храма в Палехе

Архитектура Крестовоздвиженского храма в Палехе

Архитектура Крестовоздвиженского храма в Палехе характерна для своей местности, где пересеклись владимирско-суздальские и ярославско-костромские строительные традиции. Подобные храмы — и подобные колокольни — можно встретить по всей Ивановской области, в Суздале и его окрестностях, в районах Костромской области, прилегающих к Ивановской. Все это памятники сравнительно поздние, относящиеся по большей части к XVIII веку. Подумать только — в эту эпоху в столицах барокко доживало последние годы, его готовился сменить классицизм, а здесь, «во глубине России»... И, в сущности, не такая уж «глубина».

Консервативная провинция в это время только-только начала заимствовать элементы московского барокко, да и то — в очень скромной мере. Речь идет, конечно, о памятниках, строившихся «миром». Баре там у себя в усадьбах могли хоть Растрелли, хоть Баженова приглашать. А провинциальный «мир» строил так. Удобно. Надежно. С укорененностью в привычной старине и осторожным включением в общую концепцию сравнительно новых, но уже проверенных деталей. (С тем чтобы уже спустя малое количество десятилетий почти полностью перейти на типовые, добротно-классицистские, а затем и тоновские проекты.)

Главная задача, которую в случае с подобными храмами решал зодчий (а им был некто Егор Дубов), — выгодное расположение. Цитируем «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область»:

«Расположена на гребне пологого спуска к реке, в центре торговой площади: определяет панораму поселка с реки и господствует в окружающем пейзаже».

Впрочем, проблема расположения решалась еще теми мастерами, которые строили первоначальные деревянные храмы, поскольку каменные возводились на их месте.


Саша Митрахович 25.10.2017 07:39

Крестовоздвиженский храм Палеха внутри

Крестовоздвиженский храм Палеха внутри

Крестовоздвиженский храм имеет достаточно сложную структуру, внутри него — как бы несколько перетекающих друг в друга, но в то же время отдельных пространств — главного четверика, нижнего яруса трапезной, соединенной с четвериком арочным проемом, и верхнего яруса трапезной, попасть в который можно из нижнего по чугунной винтовой лестнице. При этом верхний придел организован по принципу лоджии: в центре оставлен огороженный перилами проем в нижнюю часть трапезной. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарная часть — коробовым, который переходит в конху.

В трапезной — коробовые своды с распалубкой.

Росписи четверика, первоначально исполненные в 1800-е годы в смешанной технике, реставрировались в начале XX века, а затем в 1950—1960-е годы. Иконо-графической основной для них послужила Библия с гравюрами Кристофа Вайгеля, изданная в Аугсбурге в конце XVII века. Однако русские мастера переработали композиции, взятые за образец, в традиционной иконописной стилистике, что, вкупе с традиционным же использованием графьи и несколько блеклыми, «фресковыми» тонами, придало им интересную двойственность.

Палехские мастера постарались на славу: настенные росписи просто великолепны. Тут и Саваоф в окружении ангелов, и история сотворения Земли, человека, растительного и животного мира, и сцены грехопадения людей, и изгнание Адама и Евы из рая.

Отдельно сцены Страшного суда, а над входом - сцены из жизни Иисуса Христа.

Иконы нижнего ряда главного четырехъярусного иконостаса сохранились в том же виде, какими их написали палехские мастера XVIII века. Остальные были переписаны во второй половине ХIХ-го. Но самым древним элементом храма считаются резные царские врата XVI века в южном приделе, изготовленные мастерами средневекового Углича, а также новгородская икона Николая Чудотворца с житием, написанная еще в XIV веке.

Четырехъярусный иконостас имеет «завороты» на боковые стены четверика, как бы охватывая их.

Иконостасы приделов современны главному, однако иконостас северного придела трапезной включает в себя уникальный памятник — царские врата, выполненные в XVI веке, едва ли не самый древний на территории Ивановской области памятник декоративно-прикладного храмового искусства. Врата сохранились без больших утрат и послужили образцом для царских врат южного придела.

Внутренне убранство церкви, утверждают местные священнослужители, сохранилось лишь благодаря тому, что храм не закрывали до 1936 года, а потом в нем разместили филиал Государственного музея палехского искусства. Сотрудники филиала очень бережно относились к церковному имуществу, а в 1958 году даже провели небольшую реставрацию главного иконостаса.


Саша Митрахович 25.10.2017 07:46

Крестовоздвиженский храм Палех богослужения контакты как добраться расположение на карте

Крестовоздвиженский храм	Палех богослужения контакты как добраться расположение на карте

Богослужения в Крестовоздвиженском храме:

Богослужения в Крестовоздвиженском храме (то есть соборе) совершаются ежедневно, утром и вечером. Однако во внебогослужебное время он часто бывает закрыт, и это необходимо учесть, планируя его посещение.

Контакты:

  • Адрес: 155620, Россия, Ивановская обл., Палехский р-н, пгт Палех, Базарный пер., д. 1
  • Официальный сайт Палехского благочиния Кинешемской и Палехской епархии: www.blago-palekh.ru

Как добраться самостоятельно:

Добраться можно. Вероятно, удобнее всего все-таки автобусом (из Москвы с Щелковского автовокзала каждый день примерно каждые два — два с половиной часа отправляются автобусы в Шую). От Шуи до Палеха — около тридцати километров. Автобусы ходят. Что немаловажно — без крова ни в Шуе, ни в Палехе, если вдруг не сложится что-то с общественным транспортом, не останетесь: и тут, и там есть гостиницы, переночевать можно. Есть также автобусы из Иванова.

На автомобиле из Москвы надо выезжать по трассе М7 через Владимир и Иваново, затем уходить на Р-152 (дорога через Шую). Из Нижнего Новгорода удобнее ехать через Балахну.

Расположение Крестовоздвиженского храма на карте:


Саша Митрахович 25.10.2017 07:52

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча