Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге

Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге

Первая церковь-предшественница Крестовоздвиженского собора в Санкт-Петербурге появилась вскоре после основания города. На реке Лиге, тогда Черной, стали селиться ямщики, им понадобился храм. Так здесь выросла деревянная Предтеченская церковь. В середине XIX века на этом месте был освящен Крестовоздвиженский собор, перестроенный из старого каменного храма.


История строительства Крестовоздвиженского собора в Санкт-Петербурге

В 1710-х годах представители ямщиков, селившихся тогда в Петербурге вдоль нынешнего Лиговского проспекта, обратились с просьбой возвести для них церковь и вскоре, при местном кладбище, вырос деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Прошло десять лет, и Предтеченская церковь сгорела. На ее месте «по неминуемой нужде» поставили купленный на охтинских заводах старый деревянный храм. Однако вскоре выяснилось, что храм настолько ветхий, что проводить службы в нем опасно.

Новую церковь, на сей раз с двумя приделами, решили строить в камне и освятить во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Приделы посвящались Иоанну Предтече и святителю Николаю Чудотворцу. Строительство пришлось весьма кстати, поскольку приход стремительно разрастался, вокруг ямской слободы теперь селились представители и других профессий. В том числе военные — казаки.

Старую же церковь, пришедшую в полную негодность, позже заменили теплой каменной в честь Тихвинской иконы Божией Матери. На месте кладбища разбили садик, названный в память о некогда стоявшей здесь церкви Предтеченским. От прежних захоронений сохранилась лишь одна могила — придворного портного.

В начале XIX века при Крестовоздвиженской церкви возводят колокольню. Это была постройка высотой почти 60 метров, соединенная колоннадами с двумя часовнями. В нишах колокольни стояли скульптуры апостолов Петра и Павла. Верхнюю и нижнюю ее части тоже украшали изображения апостолов.

Со временем и Крестовоздвиженская, и Тихвинская церкви потребовали серьезного ремонта. Долго и мучительно решался вопрос, либо сносить старые храмы и строить один новый, либо перестроить их.

Пригласили архитектора Е. И. Диммерта. Тот, после обследования храма, подтвердил, что его основные несущие конструкции вполне прочны и простоят еще долго. В 1848 году Диммерт приступил к перестройке Крестовоздвиженской церкви.

Работы производились стремительно. В 1851 году мастера уже вовсю занимались внутренней отделкой церкви. 2 декабря 1851 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор (Клементьевский) совершил освящение Крестовоздвиженского собора.

Православные храмы Санкт-Петербурга.


Саша Митрахович 01.12.2017 07:34

Крестовоздвиженский собор Санкт-Петербурга история

Крестовоздвиженский собор Санкт-Петербурга история

Крестовоздвиженский собор Санкт-Петербурга со времени своего основания и до революционных перипетий славился своей активной благотворительной деятельностью, при храме действовала богадельня, выплачивались пособия беднякам, действовала школа и детский приют. Состоятельные горожане охотно жертвовали средства на благотворительные дела собора.

Собор после революции

По сравнению со многими другими храмами, можно сказать, что Крестовоздвиженский казачий собор в советскую эпоху функционировал долго. Если Тихвинскую церковь закрыли в 1932 году (в ней организовали школу, а потом мастерские радиотехнического техникума), то в Крестовоздвиженском соборе службы продолжались до 1938 года. Но и до него дошел черед — после закрытия храма его переоборудовали под фильмохранилище.

Годы войны поспособствовали разрушению храмового комплекса. В храмы попадали снаряды, а в помещениях церкви складывали тела умерших ленинградцев.

В результате, когда во второй половине 1940-х годов заговорили о возможности возобновления в Крестовоздвиженском храме богослужебной жизни, пришли к выводу, что для этого потребуется провести капитальный ремонт, стоимость которого превышала десять миллионов рублей. Разумеется, в послевоенные годы это было совершенно нереальное предприятие.

Возрождение прихода

В 1990-е годы фактически руины храмов Крестовоздвиженского соборного комплекса начали возвращать верующим. Приход, состоящий главным образом из петербургского казачества, энергично взялся за восстановление церквей: новый титановый крест на колокольне появился уже спустя три недели после того, как казаки пришли в родной собор.

В 1993 году возобновились богослужения в Тихвинском храме — несмотря на страшные раны, нанесенные ему в годы атеистической вакханалии: предыдущие «хозяева» заасфальтировали пол, дабы он выдерживал вес тяжелых станков, алтарь переоборудовали под раздевалку, а притвор — под баню.

Крестовоздвиженская церковь получила статус собора в 2000 году и в наши дни стала своего рода «цеховым» храмом, объединяя людей не просто но конкретному месту проживания, а но их принадлежности к славному казачеству. При соборе действуют Крестовоздвиженское казачье братство и Сестричество в честь Тихвинской иконы Божией Матери.


Саша Митрахович 01.12.2017 07:53

У алтарной стены Крестовоздвиженской церкви Санкт-Петербурга

У алтарной стены Крестовоздвиженской церкви Санкт-Петербурга

В 2002 году у алтарной стены Крестовоздвиженской церкви установили бронзовый бюст императора-мученика Николая II, в 2013 году рядом с ним появился бюст цесаревича Алексея Николаевича, атамана всех казачьих войск. У подножия гранитного постамента с бюстом последнего российского императора заложены капсулы с землей из тех районов, где издавна селились казаки.

В мае 2014 года эту мемориальную композицию пополнил еще один памятник — святой царице-мученице Александре Федоровне. Все памятники выполнены скульптором Сергеем Алиповым, талантливым мастером, уроженцем Мариуполя, получившим известность благодаря своим скульптурным портретам поэтов, писателей и ученых.


Саша Митрахович 01.12.2017 07:57

Архитектура Крестовоздвиженского собора Питербурга

Архитектура Крестовоздвиженского собора Питербурга

Воспринимать Крестовоздвиженский собор вне его окружения, как минимум — без великолепной колокольни с ее изысканной ордерностью, выверенными пропорциями, типично «питерским» шпилем и запоминающейся колоннадой, — не то чтобы не имеет смысла, но весьма непросто. Архитектору Диммерту удалось очень органично вписать позднейшую постройку в уже существующую среду, создать по-настоящему целостный ансамбль, выстроить единый образ, сыграв на контрастах.

Зодчий блестяще решил головоломку. Подумать толь ко: собор середины XIX века должен был имитировать постройку середины

XVIII века и при этом сочетаться с колокольней рубежа XVIII—XIX веков. Прошла ведь целая архитектурная эпоха! Одно неверное движение — и на ансамбль неизбежна легла бы печать дурновкусия. Но Диммерт, проанализировав архитектурные приемы середины предшествующего столетия, остановил свой выбор на элементах даже не елизаветинского, а «аннинского» барокко (в кавычках потому, что выделение этого более строгого и простого по сравнению с елизаветинским барокко стиля достаточно условно).

Стилизация архитектору вполне удалась. Крестообразный план церкви, в отличие от плана храма-«корабля», более соответствовал эстетике как барокко, так и вошедшего в моду в то время русско-византийского стиля; украшение стен пилястрами с замысловатыми капителями подчеркнуло стилевую преемственность по отношению ко второй четверти XVIII века, и этот эффект был усилен выразительным пятиглавием с намеком на криво-линейность куполов. На самом деле купола — простые восьмигранные, чуть вытянутые в вертикальной проекции; Диммерт визуально усложнил их силуэт при помощи фигурных люкарн (у центального купола — четыре по сторонам света, у боковых — целых восемь, на каждую грань!) и барочных «ярусных» главок сложного профиля.

Характерное для Петербурга, стилистически близкое местной архитектурной среде сомкнутое барочное пятиглавие выразительно контрастирует с 60-метровой колокольней, своим шпилем напоминающей о других петербургских градостроительных ориентирах — Петропавловском соборе и Адмиралтействе. Указанный контраст не вызывает отторжения: храм и колокольня — это, если можно так выразиться, архитектурная диалектика, единство и борьба противоположностей, объединенных единым эстетическим началом. В колокольне устроена церковь; третий храм ансамбля — Тихвинский — несмотря на свой немаленький размах в горизонтальной плоскости, за счет своей подчеркнутой «распластанности» смотрится в ансамбле элементом подчиненным, даже служебным.


Саша Митрахович 01.12.2017 08:10

Крестовоздвиженский собор Санкт-Петербурга богослужения контакты как добраться расположение на карте

Крестовоздвиженский собор Санкт-Петербурга богослужения контакты как добраться расположение  на карте

В комплекс Крестовоздвиженского казачьего собора входят три храма: собор Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери, церковь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (последняя — в колокольне).

Богослужения в Крестовоздвиженском соборе Санкт-Петербурга

Богослужения совершаются в Тихвинском храме, который открыт для посещения только во время проведения богослужений; в остальное время открыты храм Кирилла и Мефодия (с 9:00 до 19:00, обед с 13:00 до 14:00) и часовня на Литовском проспекте (с 9:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00).

Божественные литургии совершаются по воскресеньям, четвергам и субботам. Начало — в 10:00 часов. Накануне в 17:00 проходят вечерние богослужения.

Расписание богослужений советуем уточнять на сайте Крестовоздвиженского собора.

Контакты

  • Адрес: 191119, Россия, Санкт-Петербург, Литовский проспект, 128
  • Телефон: +7 (812) 572-40-63
  • Сайт: www.krest-sobor.ru

Как добраться самостоятельно к церкви:

Направляясь в Крестовоздвиженский собор, ехать следует до станций метро «Литовский проспект» или «Обводный канал», откуда до храма можно пройтись и пешком. А можно воспользоваться автобусом или трамваем — у собора есть остановка автобусов №№3 и 74 и трамваев №№ 25 и 44.

Расположение собора на карте Санкт-Петербурга


Саша Митрахович 01.12.2017 08:19
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча