Кропоткин Петр Алексеевич

Кропоткина Петра Алексеевича (1842-1921) большинство наших сограждан знают как анархиста, в честь которого названа станция московского метрополитена и улицы во многих российских городах.
О княжеском титуле и научной работе Петра Крапоткина помнят далеко не все... А между тем Петр Алексеевич происходил из древнего рода, бравшего начало от самих Рюриковичей. Основатель фамилии Дмитрий Васильевич Крапотка (Кропотка) был современником Ивана III. Среди предков будущего анархиста по материнской линии были и герой Отечественной войны Н. С. Сулима, и атаман запорожских казаков И. М. Сулима... Возможно поэтому, отучившись в Пажеском корпусе, Кропоткин выбрал службу в казачьих частях Сибири. Там молодой человек участвовал во множестве экспедиций — по Восточной Сибири, Маньчжурии, сплавлялся по Шилке и Амуру.
И всерьез заинтересовался жизнью местного населения, геологией, картографией, исследованием ледников. Кстати, именно Кропоткин первым ввел в оборот такое научное понятие, как «вечная мерзлота».
В 1867 году Кропоткин переехал в Петербург, где поступил на физико-математический факультет Императорского университета и одновременно стал работать в Статистическом комитете под руководством знаменитого путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского. А в 1871 году, во время научной поездки в Европу, молодой ученый всерьез задумался о «разъедающем мир противоречии». Кропоткин отправился в Бельгию и Швейцарию, где тогда процветали революционные движения. Потом — Первый Интернационал, агитационная деятельность в Петербурге, арест, Петропавловская крепость, правда, с разрешением продолжить научную деятельность, побег и эмиграция... Несколько лет русский анархист жил то в Англии, то в Швейцарии, то во Франции, издавал революционную прессу, обзавелся семьей и снова оказался в тюрьме.
В России Кропоткин был очень уважаем,однако сам предпочитал оставаться в стороне от власти. Октябрьскую революцию он воспринял неоднозначно, хотя большевики очень его уважали. Ему предлагали материальную помощь, квартиру в Кремле — престарелый анархист от всего отказался. А когда он избрал местом своего жительства Дмитров, то получил «охранную грамоту» за подписью Ленина:
«Дано сие удостоверение... известнейшему русскому революционеру... Представителям Советской власти в этом городе необходимо принять все меры к тому, чтобы жизнь Петра Алексеевича была бы облегчена возможно более...»
В Дмитрове Кропоткин, несмотря на весьма преклонный возраст (ему было уже под 80), не прекратил общественной деятельности, писал научные труды и сотрудничал с Дмитровским союзом кооперативов, который, в частности, занимался организацией музея-заповедника.