Михаил Кутузов в войну 1812 года

В 1812 году, накануне Отечественной войны, видный российский полководец Михаил Кутузов осуществил важный военно-дипломатический маневр: заключил Бухарестский мир с Турцией, улучшив, таким образом, стратегический «климат» у южных границ России, что было чрезвычайно важно в видах скорой войны с Наполеоном.
В первые недели Отечественной войны Михаил Кутузов оставался фактически не у дел. Единогласно избранный дворянством начальником Петербургского и Московского ополчений, он пребывал на этом, в сущности, второстепенном посту до 8 августа (по старому стилю) 1812 года, когда Александр I вынужден был назначить его командующим всеми армиями и ополчениями. В кругу семьи Михаил Илларионович говорил в тот же вечер, что «принял повеление из уст императора с христианским смирением, как призвание свыше». За десять дней до этого судьбоносного в истории России назначения государь пожаловал Кутузова титулом светлейшего князя.
Историк Бантыш-Каменский пишет:
«Князь Кутузов отправился в армию 11 числа, в воскресенье. Около дома его, на Дворцовой набережной Невы, от Гагаринской пристани до Прачечного моста толпился народ. В 9 часов главнокомандующий сел в карету, но от тесноты принужден был ехать шагом. Он слушал молебен в Казанском соборе, стоя на коленях. В несколько минут церковь наполнилась народом, желавшим проводить своего вождя, не предчувствуя, что Кутузову оставалось жить не более восьми месяцев и что по прошествии этого времени только хладные останки полководца будут покоиться в том самом храме, где он тогда, готовясь к великому подвигу, призывал на помощь Всевышнего. Выходя из церкви, князь Кутузов сказал священникам: „Молитесь обо мне; меня посылают на великое дело!“».