Митрополит Иосиф Петровых

Митрополит Иосиф Петровых

С раннего детства будущий митрополит Иосиф Петровых хотел служить Богу

15 декабря 1872 года в Устюжине в семействе местного пирожника Семена Петровых и его жены Евдокии родился сын, окрещенный Иваном в приходской церкви Вознесения Господня на Всполье. Так городок приобрел земляка, небезызвестного в истории Церкви. С раннего детства будущий митрополит Иосиф (Петровых) оказался отмечен Богом и хотел послужить Ему.

Имея эту цель, он, отучившись в Устюженском духовном училище, поступил в Новгородскую семинарию, а в 1895 году — в Московскую духовную академию. В 1899 году он был оставлен при ней профессорским стипендиатом, подающим большие надежды. Но ученая стезя привлекала Ивана Петровых меньше, чем монашеская. На каникулы он всякий раз отправлялся в новгородский Антониев монастырь, где прошли его семинарские годы. И летом 1901 года, готовясь принять постриг, будущий архиерей вновь уехал туда.

Постриг над ним совершил — 26 августа 1901 года — епископ Арсений (Стадницкий), ректор Московской духовной академии. «Теперь, — сказал он новопостриженному монаху, — когда хулится имя Божие, молчание постыдно будет и сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерег Господь. Работай Господеви духом горяще».

Аресты Иосифа Петровых в послереволюционные годы

Епископского служения иеромонах (впрочем, с 1904 года он был уже архимандритом) Иосиф не желал, не чувствовал в себе администраторских способностей — и это видно по его «Дневнику инока», издававшемуся в 1905—1910 годах под инициалами «А. И.». Но в 1909 году он все-таки был возведен в епископский сан. Хиротония происходила в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, совершал ее архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский).

В сане епископа Угличского, викария Ярославской епархии, владыка Иосиф пребывал до 1920 года. В 1919 году его арестовали в первый раз — «за попытку срыва вскрытия мощей в Ростовском уезде путем созыва верующих колокольным звоном» — и месяц держали во внутренней тюрьме ВЧК в Москве.

Новый арест последовал в июне 1920 года, когда, уже будучи архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии, владыка Иосиф посредством возглавленного им крестного хода выразил протест (и свой, и тысяч верующих) против вскрытия мощей, все-таки произведенного в Ростове. Три недели он провел в Ярославской тюрьме и, приговоренный к году заключения условно, был выпущен «с вынесением предупреждения о неведении агитации».

В 1922 году — третий арест, по делу «о противодействии изъятию церковных ценностей». Революционный трибунал Ярославской губернии приговорил архиепископа к четырем годам лишения свободы, но в 1923 году владыку все же выпустили, хотя он вынужден был дать подписку об устранении от участия в управлении епархией.

Условий, оговоренных в подписке, архиепископ Иосиф так и не выполнил. Находясь в Угличе, в Алексиевском монастыре, он продолжал свою «контрреволюционную деятельность», направленную, главным образом, на борьбу с обновленцами. Надо сказать, о его влиянии на дела епархии и умонастроение верующих «те, кому надо» были хорошо осведомлены. В отчете начальника Ярославского отдела ГПУ от 8 августа 1923 года читаем: «Обновленческая группировка в настоящее время почти совершенно прекратила свою деятельность под натиском тихоновской группировки. Большинство духовенства и верующих идет по пути тихоновщины, ослабляя морально и материально обновленческую группировку. Во главе тихоновской группировки стоит епископ Ростовский Иосиф. Данное лицо по Ярославской губернии в настоящее время весьма авторитетно не только среди духовенства и верующих, но и среди советских работников низового аппарата, и в особенности Ростовского уезда».

Иосиф Петровых - митрополит Ленинградский

В 1926 году владыку — «вследствие настоятельных просьб верующих» — назначили митрополитом Ленинградским. «Ленинградским» новый митрополит именоваться не хотел, но назначение принял.

Встретили его в Ленинграде, кафедра которого пустовала еще с той поры, как была Петроградской, тепло, с определенными надеждами. И, кажется, митрополит Иосиф готов был оправдать эти надежды.

Ленинградский священник Михаил Чельцов (расстрелян в 1931 году) писал о нем: «Митрополит Иосиф внушал к себе, с первого же взгляда на него, симпатию и доверие... Совершенно аскетического облика монах привлекал к себе и нравился; в богослужении у него не было ничего вычурного: просто и молитвенно... Отзывались о нем как об истинном монахе, добром человеке, горячем молитвеннике, отзывчивом к нуждам и горестям людским; хотелось быть около него, слушать его...»

Но — «отслужив литургию с прекрасной проповедью, Владыка уехал в Ростов попрощаться со своей паствой — и в этом была его роковая ошибка. Большевикам не понравилась его заслуженная популярность, вдруг проявившаяся. С дороги телеграммой ГПУ потребовало его в Москву, откуда он водворен был в монастырь около Устюжны».

Местом ссылки для владыки Иосифа стал Николо-Моденский монастырь, где он не раз бывал и прежде. Покидать монастырь ему запретили, но он продолжал управлять кафедрой через викарных архиереев.

Митрополит Иосиф Петровых — путь исповедничества

Летом 1927 года из-под коллективного пера Временного Синода, созванного только что выпущенным из тюрьмы митрополитом Сергием (Страгородским), вышла недоброй памяти «Декларация о радостях». Митрополит Иосиф отнесся к ней, как и многие, критически, а последовавшее вслед за нею, с интервалом в месяц, решение о его переводе на Одесскую кафедру расценил как следствие интриг. Смириться с ним он не пожелал и Ленинградскую кафедру оставить отказался, объяснив, что не желает подчиниться церковной власти, которая сама пребывает «в плачевно-рабском послушании» у власти светской.

Неверно было бы думать, что владыка Иосиф отошел от митрополита Сергия, будучи увлечен любоначалием или иной подобной страстью. И сам он, и его последователи, занимая антисергианскую позицию, имели убеждение в недопустимости заигрывания с советской властью (а именно так «Декларация» и воспринималась многими) и видели для себя в сложившемся положении лишь один путь — путь исповедничества.

К середине 1930-х годов Владыка Иосиф был выслан в Казахстан. Здесь он жил, ежедневно совершая дома литургию. Здесь, в Чимкенте, он и был расстрелян 19 ноября 1937 года. Русская Православная Церковь Заграницей причислила его в 1981 году к лику святых.

Выдающиеся личности России.


Саша Митрахович 16.11.2017 15:46
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча