Мощи преподобного Мартиниана в Ферапонтовом монастыре

Мощи преподобного Мартиниана в Ферапонтовом монастыре

Вот уже несколько десятилетий в Ферапонтовом монастыре находится музей. И большинство древних монастырских святынь, сохранившихся до наших дней, существуют в качестве музейных экспонатов. Исключение составляют, пожалуй, лишь мощи прп. Мартиниана, которые покоятся в церкви, на том же месте, что и прежде.

Обретение мощей преподобного Мартиниана произошло тридцать лет спустя после его кончины. Тогда, в 1512 году, в Ферапонтовом монастыре умер живший здесь на покое архиепископ Ростовский Иоасаф. Принимая во внимание знатность его происхождения, его труды на благо обители, а также и то, что владыка был одним из ближайших учеников прп. Мартиниана, игумен решил похоронить его на почетном месте, вблизи преподобного.

Сотворив молитву, иноки стали копать землю над гробом прп. Мартиниана. Когда они вынули из земли его гроб и открыли, оказалось, что тело угодника Божия не подверглось тлению. Сохранилась и одежда, в которой святого погребли. Сам гроб при этом был окружен водой (то же самое явление поразило некогда присутствовавших при обретении мощей преподобного Сергия Радонежского). Вот что говорит об этом автор Жития прп. Мартиниана:

«Егда честную ону раку открыта, вода от обою страну ковчега видяшеся, телеси же святого и риз его никакоже сотвори вредити, якоже иногда древле в преподобнаго гробе Сергия явися такожде вода».

Игумен приказал спустить воду из раки, что и было сделано. Летописец указывает:

«Нецыи же от братий, бяху верою утверждени к святому, взяша от воды тоя в сосуд мал на благословение, такожде и мирстии человецы близ ту сподобишася быти и взяша такожде в сосуды воды тоя».

Через воду эту, как говорится в Житии, многие люди получили исцеления. Дальше агиограф говорит, что иноки впоследствии очень сожалели, что мало набрали «воды от преподобного». Описание же ей давалось такое:

«Несть ея вид, яко же есть земным водам естество, но чиста бяше всяко и светла, яко слеза некая».

«И ощути лехкость безмерную...»

Мощи прп. Мартинина стали неиссякаемым источником помощи недужным и скорбящим. Сохранилось множество записей о «чюдесах», происходивших возле мощей подвижника. Особенно трогательна одна из них, об исцелении прокаженного юноши Стефана, «псковитина родом». Вот что сообщает летописец о его бедственном положении:

«Опроказися рука деснаа (правая) ему и бысть толико тяжка, яко железо некое и мало можаше владети ею».

Заболев, молодой человек стал ходить по монастырям и святыням, «но обшед многа места и не обрете никоея же пользы» Болезнь тем временем усугублялась, и Стефан понял, что заниматься своей мирской профессией он уже не сможет. Найдя где-то иноческое платье, страдалец надел его и пришел в Кирилло-Белозерский монастырь, прося, «дабы его причли стаду Христову». Игумен же не принял юношу по причине проказы, и он, прожив три недели в странноприимном доме, ушел из Кирилло-Белозерской обители в Ферапонтов монастырь.

В Ферапонтовом монастыре Стефана приняли за монаха, глядя на его одежду («яко иноческая носяща»), и поселили в одной из келий. Около трех месяцев он жил здесь, и за это время его болезнь сделала зловещие успехи:

«рука же его толико согни, яко не возмощи с ним никому же в келии жити, ни близ его стояти смрада ради бывающего от него».

Даже клиросное послушание, назначенное ему, несчастный Стефан уже исполнял с трудом — не мог творить поклонов, а крестился только левой рукой. Днем и ночью пребывал он в страхе, что вот-вот его выгонят из монастыря.

В такой-то скорби пришел он однажды к гробу преподобного Мартиниана и стал молиться о своем исцелении, обещая до конца жизни подвизаться в Ферапонтовом монастыре. Помолившись усердно, он сознался келарю и старцам (игумен в то время находился в отъезде «потреб ради монастырских»), что обманул их — оделся в монашеское платье, не будучи иноком. Теперь же Стефан со слезами умолял совершить над ним постриг. Келарь сжалился над несчастным юношей и повелел постричь его с именем Сергия.

На другой день новопострижен-ный инок Сергий вновь пошел ко гробу прп. Мартиниана:

«и со многою жалостию и слезами моляшеся, прилагая и руку свою болящую к раце святого».

Ночью, заснув, Сергий увидел, что некто пришел к нему и сказал: «Востани и молися!» Сначала юноша так испугался, что ничего не понял, а потом вдруг почувствовал необычайную легкость в больной руке. Вот как описывает это летописец:

«И ощути лехкость безмерную от сущия ему болезни; бе бо рука его обвита портищем, и толико согни плоть его, яко едина рана от мышц и до перст и в четырех местах кости видетися». И вот, «отпадшу бо портищу яко луб, и се тело явися яко отрочате младу»

— к радости Сергия, удивлению прочих иноков и вящей славе прп. Мартиниана.

Ризы ветхие

Преподобные Ферапонт и Мартиниан. Икона с житийными клеймами, написанная одним из ферапонтовских насельников в XVIII веке.

Кроме мощей преподобного Мартиниана, в Ферапонтовом монастыре хранятся его риза и фелонь. Изготовленные из простой материи, они ничем, кроме покроя, не напоминают более поздних, богато украшенных священнических облачений и дают наглядное представление о скромности их «носителя», а равно и о скудном быте монастыря в его древнейшую эпоху. Подризник и фелонь преподобного представлены в экспозиции музея, расположенной в трапезной Благовещенской церкви.

Там же присутствуют и многие другие предметы, связанные с историей Ферапонтовой обители — иконы, документы, богослужебная и обиходная утварь. Среди ценнейших предметов — 9 антиминсов XV—XVII веков из собора Рождества Богородицы и житийная икона преподобных Ферапонта и Мартиниана Белозерских, написанная ферапонтовским монахом Феодосием в 1732 году.


Саша Митрахович 12.04.2017 11:36
Загрузка...

Читать предыдущую статью

Монастырь Ферапонта богослужения график работы контакты как добраться расположение на карте

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча