Мозаичные иконы Троицкого храма в Балакове мастерской В. А. Фролова

Мозаичные иконы Троицкого храма в Балакове	 мастерской В. А. Фролова

Мозаичные иконы храма помещены над входом в него и на южный и северный фасады. Изначально их было три: Святая Троица — с запада, Спаса Нерукотворного образ — с юга, икона Божией Матери «Знамение» — с севера.

Западную мозаику новые хозяева здания уничтожили в 1930-х годах, когда переделывали его под театр; северную — скрыли возведенной пристройкой; южную ежегодно — по мере ее проявления — закрашивали. Ныне северное и южное мозаичные панно открыты — они производят огромное впечатление, особенно — Спас, размещенный со стороны широкой Набережной улицы, откуда открываются самые выигрышные виды на Троицкий храм. Икона Божией Матери «Знамение» обращена в тесный церковный двор — тут возможностей рассмотреть мозаику без помех меньше.

Мозаики эти выполнялись по картонам И. О. Чирикова, представителя мстёрской иконописной школы, в петербургской мастерской В. А. Фролова, которая была, пожалуй, лучшей в России начала XX века. Вообще, мозаичные украшения храмов (да и гражданских построек) обрели популярность во второй половине XIX столетия, с утверждением в отечественной архитектуре эклектики, а позже модерна. «Заказ» эпохи одним из первых услышал старший брат В. А. Фролова — Александр Александрович. Они были сыновьями мозаичиста Академии художеств А. Н. Фролова — так что выбор мозаики в качестве приложения их творческих сил не являлся случайным. В конце 1880-х годов А. А. Фролов изучал так называемый венецианский мозаичный метод в Италии.

Этот метод (его еще называют «методом обратного набора») предполагает выкладывание материала лицевой стороной вниз, на кальку с рисунком, и закрепление мозаики с помощью клея или цемента. Он необыкновенно ускорял работу мозаичиста, так как не требовал монтажа мозаики непосредственно на месте — в данном случае можно было собирать мозаику в мастерской.

Вернувшись в Россию, А. А. Фролов в 1890 году организовал мозаичную мастерскую, которая вскоре выиграла конкурс на украшение храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови), возведенного на месте гибели от бомбы народовольцев императора Александра II. После этого заказы на фроловскую мастерскую посыпались градом.

В 1897 году А. А. Фролов скончался, и мастерскую возглавил его брат Владимир Александрович — ему и довелось изготавливать мозаики для Троицкого храма в Балакове. Обращение заказчика строительства и автора проекта именно в эту мастерскую удивления не вызывает — слава о ней в 1900-х годах гремела по стране, и. А. М. Мальцев, задумавший построить лучшую церковь в России, не мог, разумеется, пройти мимо знаменитого петербургского мозаичиста.

Ныне любой житель или гость Балакова может убедиться в том, что популярность В. А. Фролова не была дутой, его действительно можно назвать великим мастером своего дела.


Саша Митрахович 06.03.2018 11:27
Загрузка...

Читать предыдущую статью

Свято-Троицкий храм Балаково возрождение

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча