Музей-усадьба Мураново история

Музей-усадьба Мураново — заповедное место русской культуры.
Недалеко от села Софрино, за деревней Ашукино, на берегу пруда расположилась усадьба Мураново. С этим местом связаны судьбы очень известных в России XIX века людей: Энгельгардтов, Фетов, Баратынских, Тютчевых. Бывали здесь Гоголь и Аксаков, а возможно, и сам Пушкин.
Неслучайно, сразу после прихода к власти большевиков, Мураново было взято под строгую государственную опеку и превращено в музей во главе с Николаем Ивановичем Тютчевым (1876-1949) - внуком знаменитого поэта.
История Мураново
Мураново - типичная «подмосковная», небогатая усадьба первой половины XIX века. Основали ее в конце XVIII века первые владельцы - князья Оболенские. Но сразу после победы над Наполеоном имение достается генерал-майору Льву Николаевичу Энгельгардту, начинавшему службу еще под началом Суворова и участвовавшему в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов.
В 1816—1836 годах усадьбой Мураново владел генерал-майор Л. Н. Энгельгардт, участник практически всех войн, которые Россия вела в последней четверти XVIII века, автор интереснейших записок о своей жизни.
В Мураново не раз наезжал знаменитый поэт, герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов, женатый на племяннице генерала Софье Николаевне. Он и привез однажды с собой отставного унтер-офицера и будущего поэта Евгения Баратынского. Тот познакомился со старшей дочерью Льва Николаевича Анастасией и вскоре обвенчался с ней. Современники пишут о невесте, как о девушке умной и доброй, но некрасивой.
Близкий друг Пушкина поэт Евгений Баратынский с тех пор полюбил бывать в Муранове, а после смерти тестя, в 1836 году, унаследовал усадьбу. К тому времени Анастасия родила уже семерых детей, и в доме стало тесно. Решено было увеличить площадь дома, пристроив к нему несколько комнат.
Современный вид усадьба Мураново стала приобретать именно при Евгении Абрамовиче, посвятившем Муранову немало «влюбленных» строк. Таких, например:
«Я помню ясный, чистый пруд;
Под сению берез ветвистых,
Средь мирных вод его три острова цветут;
Светлея нивами меж рощ своих волнистых;
За ним встает гора, пред ним в кустах шумит
И брызжет мельница. Деревня, луг широкой,
А там счастливый дом... туда душа летит,
Там не хладел бы я и в старости глубокой!..»
Немало сил положил бывший рачительным хозяином поэт на то, чтобы Мураново превратилось в образцовое дворянское имение.
«Обстоятельства, — писал он однажды еще одному пушкинскому приятелю, П. Плетневу, — удерживают меня теперь в небольшой деревне, где я строю, сажу деревья, не без удовольствия, не без любви к этим мирным занятиям и к прекрасной окружающей меня природе...»
В начале 1840-х годов по проекту Баратынского был возведен новый усадебный дом в Мураново, сохранившийся до наших дней. Зимний, фундаментальный, он сменил собой облегченную энгельгардтовскую постройку, в которой жили только летом.
В 1844 году, во время своего заграничного путешествия, Баратынский умер в Неаполе, а шестью годами позже две дочери Л. Н. Энегельгардта «разделились» — по этому разделу усадьба Мураново досталось Софье Львовне, с 1837 года бывшей замужем за литератором-любителем Николаем Васильевичем Путятой, другом Баратынского и человеком его круга.
В «эпоху Путяты» в Муранове бывали Н. В. Гоголь, С. Т. Аксаков и его сыновья-славянофилы (аксаковское Абрамцево считалось в Муранове почти «соседским»), В. Ф. Одоевский, А. Н. Майков, Е. П. Ростопчина и другие известные русские писатели.
Тютчевы в Мураново
Вскоре усадьба Мураново оказалась связана с именем еще одного великого русского поэта. В 1869 году сын Федора Тютчева Иван обвенчался с дочерью Н. В. Путяты Ольгой; молодые много времени проводили в Муранове, которое стало собственностью О. Н. Тютчевой. Сюда приезжал и Федор Тютчев. После кончины Федора Ивановича в 1873 году в усадьбу были привезены его книги, рукописи и вещи, а в 1879 году И. Ф. Тютчев построил для своей матери, вдовы поэта, флигель в северо-восточном углу усадьбы, где она готовила к печати сочинения великого мужа.
И это еще не всё. В 1874 году дочь Федора Тютчева Анна вышла замуж за Ивана Сергеевича Аксакова, известного публициста-славянофила, сына автора «Детских годов Багрова-внука». После кончины Ивана Сергеевича в 1886 году она передала в Мураново часть архива Аксакова и обстановку его московского кабинета.
Так мурановская усадьба постепенно превратилась в крупнейшее хранилище культурного наследия.
В 1878 году в ней появился свой храм, освященный в честь Спаса Нерукотворного образа и приписанный к знакомой нам Вознесенской церкви в Рахманове. Возвели Спасскую церковь очень быстро, перестроив для того каменный амбар XVIII века. В 1909 году у стен Спасской церкви похоронили Ивана Федоровича Тютчева — почтить его память приезжала тогда в Мураново великая княгиня Елисавета Федоровна, будущая преподобномученица.
После революции Мураново было национализировано, но, к счастью, избегло разорения — его преобразовали в музей, которым до 1980-х годов руководили прямые потомки Федора Тютчева. Правда, Спасский храм не устоял — его закрыли в конце 1920-х годов и позже передали местному колхозу, который приспособил здание под хозяйственные нужды. В 1950-х годах бывшую церковь вернули музею, использовавшему ее в качестве фондохранилища. В 1998 году в возрожденном Спасском храме возобновились богослужения.
Музей-заповедник «Усадьба Мураново» сегодня
Ныне Музей-заповедник «Усадьба Мураново» является популярнейшим туристическим объектом. Здесь всегда многолюдно; территория усадьбы пребывает в образцовом порядке, все постройки на ней своевременно ремонтируются; в главном усадебном доме, сохранившем исторические интерьеры, развернута музейная экспозиция.
Усадебный дом в Мураново довольно необычен, многосоставен — его образуют двухэтажное основное здание, одноэтажная пристройка и двухэтажная башня. Построен он из дерева, при этом основное здание и башня обложены кирпичом. Комнаты устроены согласно анфиладному принципу — есть здесь мемориальные «уголки» Евгения Баратынского, Федора Тютчева, Ивана Аксакова и даже так называемая «гоголевская» комната, в которой останавливался автор «Мертвых душ».
Неподалеку от усадьбы находится святой источник. До революции на нем стояла деревянная часовня, к которой устраивались регулярные крестные ходы. В конце 1920-х годов часовню сожгли, а сам родник осквернили. В новейшее время его привели в порядок, в 1999 году источник был освящен, а спустя четыре года на нем поставили храм-часовню Казанской иконы Божией Матери. Свое посвящение храм получил в память о домовой Казанской церкви, существовавшей в мурановском имении при Л. Н. Энгельгардте.