Обводный канал Санкт-Петербурга

Обводный канал - сейчас это самый крупный канал Санкт-Петербурга (его протяженность — чуть более 8 километров), «отрезающий» значительный кусок города от Гутуевского острова до Александро-Невской Лавры. Сразу же стоит оговориться, что он именно не «Обводной», а «Обводный», с ударением на второй слог.
На протяжении столетий Обводный канал Петербурга неоднократно менял свои функции. Самый первый, прорытый в 1769 — 1780 годах, служил оборонительным сооружением и был укреплен валом. В начале XIX века канал продлили, а существующий участок расширили в надежде на то, что это поможет защитить город от наводнений. Однако катастрофа 1824 года показала, что расчеты инженеров не оправдались. Тот страшный разгул стихии мы помним по пушкинскому «Медному всаднику». В 1820—1830-е годы Обводный канал еще раз реконструировали. К этому моменту он служил южной границей Санкт-Петербурга и был судоходным.
Во второй половине XIX века активно развивающаяся промышленность города «выплеснулась» за Обводный канал, берега стали активно застраиваться предприятиями. Подвозить грузы водой представлялось весьма удобным. Из канала, кроме того, забирали воду для индустриальных нужд (в него же, чтоб не погрешить против истины, сливали и отходы). Поспособствовав развитию промышленности, канал обмелел, утратил судоходные функции — сейчас по нему пройдут разве что легкие плоскодонки. Впрочем, в век автомобилей в качестве транспортной артерии используется уже не водная гладь, а набережные Обводного канала.