Основание Свято-Успенского Вышенского монастыря

Своим основанием Свято-Успенский Вышенский монастырь обязан родительнице первого монарха из рода Романовых. Она постановила строить Вышенский монастырь на новом месте. Место определили не случайно - недалеко от судоходной реки Цны. До этого же обитель располагалась на левом берегу реки Выши. Эти земли, называвшиеся «старая пустынь и огородище» еще долго принадлежали монастырю.
Строительство Вышенской обители на новом месте началось в 1625 году и продолжалось 36 лет. При монастырь в то время было немало земельных угодий, но был он достаточно бедным: в 1724 году в нем оставалось всего 4 насельника, поэтому обитель упразднили, а храм приписали к Николо-Чернеевскому монастырю. Впрочем, не прошло и нескольких лет, как монашескую жизнь возобновили, при этом обитель оставили приписной.
К концу XVIII века ситуация меняется к лучшему. Но расцвет же обители пришелся на XIX век.
Перестройка монастыря

В XIX веке Вышенский монастырь попадает в ведение Тамбовской епархии. В то время ею управлял архиепископ Феофил. Он-то и занялся обителью всерьез. Феофил перевел в Вышу иеромонаха Тихона, который, по сути, отстроил монастырь заново. При Тихоне на территории обители возвели Троицкий храм и каменную четырехъярусную колокольню, каменные кельи и ограду с башнями. И именно во время игуменства Тихона был построен Казанский собор, который теперь называют визитной карточкой Свято-Успенского Вышенского монастыря.
Казанский собор

К сожалению, мы не знаем имени архитектора, оставившего нам Казанский собор. К сожалению — потому что это действительно очень продуманное, архитектурное произведение зодчества, отличающееся выразительной пластикой, величественной строгостью форм и грамотной выдержанностью стиля. Казанский собор - явление, безусловно, выдающееся, достойное занять место в плеяде знаковых сооружений региона и страны в целом.
Каменный Казанский собор начали возводить в 1831 году. Капитал на его постройку - шесть тысяч рублей - поступил по духовному завещанию моршанского протоиерея Иоанна Наполинского. Строили достаточно долго, освящение храма состоялось только в 1844 году.
В соборе устроили три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Владимирского образа Богородицы и в честь Рождества Иоанна Крестителя.
Через тридцать лет пришло время поновлять собор. Тогда его интерьеры украсили настенными росписями. Кроме того, изготовили горнее место «с малым вызолоченным иконостасом: в середине иконостаса, в нише, находилась икона Воскресения Христова, по бокам — Распятие Спасителя и Положение Христа Спасителя во гроб. Все эти иконы представляли ценность тем, что были написаны самим святителем Феофаном Затворником Вышенским, пребывавшем в то время в затворе», - отмечается в книге «Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря», изданной Рязанской епархией в 2009 году.
Внутри Казанского собора Вышенского монастыря

Главная композиционная идея Казанского собора Вышенского монастыря - сооружение подчеркнуто развито вверх, по вертикали; с определенных ракурсов даже может показаться, что высота четверика больше, чем сторона его основания. На самом деле это иллюзия - высота, при ближайшем рассмотрении, все же меньше.
И тем не менее, входя в храм, поражаешься, как невелика его площадь и насколько обширен при этом его внутренний объем! При компактном, даже камерном основании собор буквально воспаряет вверх - два ряда раскрытых в интерьер четверика окон дополняются пятью большими световыми ротондами, усиливающими эффект «взлета». Своды, несущие центральную ротонду, опираются на четыре больших, квадратных в сечении столпа, таким образом идет своего рода перекличка классицизма с исконной русской архитектурной схемой крестово-купольного храма.
Иконостас белый, строгий, выдержанный во вкусах классицизма - с его колоннами, золочеными капителями, антаблементами и арками он напоминает не традиционный русский иконостас, а фасад сооружения классической эпохи. Три ряда икон занимают относительно небольшую его часть.
Иконы по большей части современные. Справа от Царских врат, в небольшой нише под полукруглым навесом - рака с мощами святителя Феофана, Вышенского затворника; симметрично слева - чудотворная икона Божией Матери Казанская Вышенская. Направо от входа, в юго-западном углу собора, имеется табличка: «Место захоронения святителя Феофана Затворника», там были обретены его мощи.
На стенах собора отчетливо видны изрядно пострадавшие, но тем не менее различимые росписи, покрывавшие когда-то внутреннее пространство храма целиком. Это - историческая стенопись, пережившая советское лихолетье, когда храм служил то складом, то моргом. Старинным фрескам требуется квалифицированная реставрация.
Собор Рождества Христова Вышенского монастыря

Казанский храм Вышенского монастыря не отапливается. А небольшая барочная церковь Успения Божией Матери XVIII века, хоть и являет собой прекрасный памятник архитектуры, все же для всех желающих помолиться в монастыре довольно тесна, особенно в дни праздников и больших паломничеств.
И вот в 1874-1890 годах к северу от Казанского храма соорудили большой теплый собор. Пятиглавый, с мощным куполом, окруженный с трех сторон портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол был освящен в честь Рождества Христова, правый - во имя святых Адриана и Наталии. Слева устроили ризницу. Особо почитаемой святыней этого храма была икона Девяти мучеников Кизических.
Христорождественский собор дольше остальных храмов Выши продержался под напором властных богоборцев. Уже были отобраны монастырские земли, изъяты ценности, переплавлены колокола, сожжена библиотека, засажено огородами (!) монастырское кладбище... В зданиях монастыря поочередно квартировали то лесохозяйство, то свиноводческий совхоз - а в храме Рождества Христова по-прежнему, как и до революционных потрясений, возносилась молитва Господня. Так продолжалось до 1938 года. Тогда в обители надолго «прописалась» психиатрическая клиника, и Христорождественский собор был закрыт.
Когда Вышенский монастырь вернули РПЦ, изначально предполагалось, что возрождение начнется именно с этого храма. Взялись за его реставрацию, к 1994 году при участии областного Управления культуры восстановили могучий черный купол, главки и кресты, постелили полы в алтаре, сделали амвон. 23 января того года в храме отслужили молебен. Но дальше, к сожалению, дело застопорилось. Реставрация потекла медленно. И еще очень долго храм стоял без штукатурки, краснея голым кирпичом. Лишь в наши дни возвращает он свое небесно-голубое, с белым, как легкие облака, одеяние.