Остафьево музей-усадьба

«Остафьево — Русский Парнас»
Прославленное Остафьево заслуживает, безусловно, отдельного обстоятельного разговора. Наметим только основные вехи истории усадьбы, важнейшие штрихи к ее образу — и образам тех, кто в ней обитал.
Пушкинская метафора — «Русский Парнас» — прочно закрепилась за этим имением и даже стала частью названия расположившегося ныне в нем музея: «Остафьево — Русский Парнас». Здесь жива память о Золотом веке русской литературы. С усадьбой связаны имена А. С. Пушкина и Н.М. Карамзина, В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя, трех поколений Вяземских...
К сожалению, советские годы, когда в имении располагался «номенклатурный» санаторий, не прошли бесследно — были утрачены интерьеры, пострадал внешний вид усадьбы (в частности, заделали изначально открытые галереи, исчез бельведер). Все это сейчас скрупулезно восстанавливается.
Вяземские приобрели Остафьево в 1792 году. Глава семейства — князь Андрей Иванович — и построил сохранившийся до наших дней дворец. Образованный человек, страстный любитель книг (его библиотека насчитывала пять тысяч томов, при его внуке — Павле Вяземском — их число уже сильно превышало двадцать тысяч), много лет отдавший военной и гражданской службе, он близко дружил с Карамзиным.
Николай Михайлович был женат на старшей дочери князя. В Остафьеве Карамзин поселился в 1801 году и жил почти отшельником, работая над знаменитой «Историей государства Российского». Как вспоминал И. И. Дмитриев, в это время Карамзин «ни об чем не мог думать, ни об чем не мог говорить, ничего не мог понимать, кроме предмета своих занятий». Спартанская обстановка рабочего кабинета писателя, окно, выходящее в парк и сам этот парк, чьи тенистые аллеи и по сей день зовут к спокойной созерцательности, способствуют успокоению и упорядочению мыслей, — все это помогало Карамзину в его работе, которую он считал делом своей жизни.
А. И. Вяземский умер в 1807 году, оставив Карамзина опекуном над своим несовершеннолетним сыном Петром. Знаменитый историк проживет в Остафьеве еще несколько лет, а в 1816 году переедет в Царское Село, и новый хозяин усадьбы приведет в нее новых людей...
А Остафьево после смерти Петра Андреевича Вяземского унаследовал его сын Павел. Усадьбу Павел Петрович любил, сделал в ней своего рода музей — с мемориальным кабинетом Карамзина, письменным столом и пробитым пулей жилетом Пушкина, тростью Ганнибала и, конечно же, огромной библиотекой. Следующие хозяева усадьбы — Шереметевы — сохраняли этот мемориальный уклад усадьбы, при них в аллеях парка появились памятники Карамзину, Пушкину, Жуковскому, Вяземским.