Памятники Касимовского ханства

Содержание:
В городе Касимов сохранился целый ряд примечательных памятников Касимовского царства.
Текие Афган-Мухамм султана Касимов

Текие Афган-Мухамм султана - один из трех памятников, сохранившихся с времен Касимовского ханства. Это — текие (то есть мавзолей) Афган-Мухаммед султана 1649 года постройки. Когда-то усыпальница находилась на старом татарском кладбище — оно давно заброшено, о кладбище сейчас здесь ничто не напоминает: вокруг — чистое поле с васильками, посреди которого возвышается кирпичный мавзолей.
Если бы мы не знали, что перед нами — мусульманская усыпальница, то вполне могли бы признать ее за русскую барочную постройку второй половины XVII столетия. Все характерные признаки налицо: сложный карниз, мощный портал входа, наличники с фигурными фронтончиками.
Судьба упокоившегося в этом текие Афган-Мухаммед султана была нелегкой — во всяком случае, в ранние его годы. Он родился в 1611 году и был младшим сыном хивинского правителя Араб-Мухаммед хана.
В 1616 году в Хивинском ханстве вспыхнула жестокая междоусобица. Сыновья Араб-Мухаммед хана Хабаш и Ильбарс выступили против отца и своих братьев. И одержали победу. Ильбарс султан сел в стольной Хиве, а Хабаш султан — в Ургенче; Араб-Мухаммед хан, которому выкололи глаза, с двумя младшими сыновьями был заключен в темницу. Опасаясь за свой трон, Ильбарс решил избавиться от соперников — но чужими руками, дабы замешать в братоубийство своего старшего брата Хабаша. В 1622 году он отослал отрока Афган-Мухаммеда в Ургенч, предложив Хабашу убить его. Однако тот пожалел брата и тайно передал мальчика русскому послу, как раз в то время находившемуся в Ургенче.
Так Афган-Мухаммед оказался в Москве, где его ласково принял царь Михаил Федорович, пожаловавший избегшему гибели хивинцу Касимовское царство «в удел». В 1648 году Афган-Мухаммед умер в столице — его вдова перевезла тело мужа в Касимов, где погребла в сохранившемся доныне мавзолее. В нем, к слову, позже была похоронена и она сама.
Новая мечеть Касимов

Новая мечеть Касимова расположена в центре Татарской слободы на улице Нариманова. Новая она, впрочем, относительно — построил ее в 1906 году купец Н. Дуймакаев.
Время для строительства Новой мечети было выбрано неудачное — после революции здание национализировали, позже его приспосабливали и под клуб, и под пищекомбинат, и под фильмо-фонд. Вернули обезображенную мечеть мусульманам в 1996 году.
Старая мечеть Касимов

Старая мечеть Касимова находится на том месте, где когда-то располагался ханский двор. Первую мечеть здесь построил царевич Касим, с которого, собственно, и начинается история Касимовского ханства (напомним, город получил имя в его честь), — это произошло в 1467 году.
Разрушена Старая мечеть была при Петре I — согласно преданию, государь, проплывая на корабле по Оке, перекрестился на нее, а когда ему указали на ошибку, рассердился и в сердцах приказал снести постройку артиллерийским огнем. Приказ был исполнен. Но при этом невредимым остался минарет — он и сегодня высится посреди площади; это старейшее каменное здание Касимова.
Старую мечеть Касимова восстановили в эпоху правления Екатерины II — просвещенная императрица дала согласие на это.
Здание мечети — довольно простое: оно представляет собой двухэтажный четверик с куполом, увенчанным невысоким шпилем. Второй этаж надстроили уже при Николае I, в 1835 году. Минарет, сложенный из блоков известняка, примыкает к северо-западному углу мечети и выглядит значительно древнее.
В 1939 году упраздненную ханскую мечеть передали местному краеведческому музею — в его ведении она находится и сейчас. В помещении развернута экспозиция «Этнография касимовских татар».
Посетителей пускают и на ходовую площадку минарета.
Текие Шах-Али хана Касимов

Еще один памятник эпохи Касимовского ханства — текие Шах-Али хана 1555 года постройки. Этот политический деятель, не очень любимый «национально ориентированными» татарскими историками, которые считают его предателем, стал касимовским правителем в 1516 году, в одиннадцатилетнем возрасте. Позже трижды, не без давления со стороны Москвы, он призывался на казанский престол, однако всякий раз был изгоняем из Казани, так как, оказываясь меж двух огней, был не в состоянии проводить взвешенную политику.
В 1533 году, за «проказанские настроения», даже угодил в северное, в Белоозере, заточение — спустя два года Елена Глинская, мать Ивана Грозного, тогда пребывавшего в несмышленых летах, простила Шах-Али хана. В последние годы жизни Шах-Али хан нес службу на русской границе в районе Великих Лук. Умер он в 1566 году в Касимове — здесь его и погребли в задолго до этого выстроенном мавзолее.
С архитектурной точки зрения мавзолей вряд ли любопытен, весь интерес заключается в некоей ценной исторической памяти, заключенной в этих серых камнях.