Павел I - охранитель духовенства

На фото: Памятник Павлу I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге.
В 1796 году к власти в России пришел Павел I, с именем его во многом связаны дальнейшее благоденствие Русской православной церкви и обретение ею новых возможностей и прав.
Государь Павел Петрович всегда отличался вниманием и заботой о русском православии и духовенстве, желая ему «соответственны важности сана своего образ и состояние». Слова у него не расходились с делом, и эпоха правления российского императора Павла I стала для церкви поистине благодатной.
Он всегда считал приоритетными вопросы образования и просвещения духовенства, поэтому в России одна за другой стали открываться новые семинарии, а уже существовавшая к тому времени Казанская, наряду со столичной, в 1797 году обрела высокий ранг академии.
Новый император понимал важность государственной поддержки церкви. К 1799 году он вдвое увеличил штатные оклады духовенства, благодаря чему размеры «казенных выдач» в годовых государственных сметах приблизились к миллиону рублей, деньгам по тому времени огромным. Павел распорядился также удвоить и размеры земельных наделов для Архиерейских домов (1797), а также отвел русским монастырям угодья для строительства мельниц, организации рыбных промыслов и иной хозяйственной деятельности.
При этом Павел утвердил представление Синода о запрещении бить проштрафившихся священников и дьяконов кнутом!
Впервые в стране были узаконены меры по материальному обеспечению вдов и сирот из духовного сословия. Что же касается военного духовенства, то до правления Павла Петровича оно подчинялось начальству епархий по местам квартирования воинских подразделений, и лишь в военное время - специальным обер-священникам. Теперь же появилась должность постоянного обер-священника, возглавлявшего все армейское и флотское духовенства (1800).
Важнейшим новшеством стала возможность получать государственные награды духовным лицам. Дело в том, что Павел искренне считал наиболее почетными для любого человека всевозможные гражданские награды, и теперь священники могли щеголять орденами, медалями и даже аксельбантами. В числе главных наград отныне значились наградной наперсный Крест и высший Императорский орден Святого Апостола Андрея Первозванного, который вручали за выдающиеся заслуги в миссионерстве, духовном и нравственном просвещении, а также за многолетнее служение Богу, царю и отечеству.