Петр Фурсов архитектор

Жизнь архитектора Петра Ивановича Фурсова никак не назовешь счастливой. При этом он сам, склонный к «излишествам», во многом был причиной собственных несчастий.
Родился будущий архитектор Петр Фурсов в 1798 году в семье мелкого чиновника, с малых лет учился в Петербургской Академии художеств, но каких-то великолепных дарований там не показал, хотя вполне усвоил принципы господствовавшего в тогдашней отечественной архитектуре классицизма.
Выйдя из Академии в 1817 году, он некоторое время мыкался без дела, пристрастился к алкоголю, однако в конце концов смог найти себе место, перебравшись в Кострому на должность губернского архитектора. Эту должность он занимал десять лет — наверное, лучшие в своей жизни, ибо сумел в это время создать замечательные здания, из коих лучшими считаются каланча (1825) и гауптвахта (1826), построенные на центральной площади губернского города.
Конечно, это тоже высокий классицизм, который в зодчестве 1820-х годов уже начал приедаться, но классицизм «отборный», с «лица необщим выраженьем», запоминающийся — своей лаконичностью, ренессансной выверенностью пропорций, уместностью в данных декорациях. Николай I, приезжавший в 1834 году в Кострому, долго любовался фурсовской каланчой, а потом воскликнул: «Такой у меня в Петербурге нет!»
После 1831 года в жизни Фурсова все покатилось под гору. Изгнанный с должности губернского архитектора из-за «неуспешности в строительных делах» (!), он работал в уездных городах Костромской губернии — Нерехте (Владимирский храм), Юрьевце (Успенский собор), — но, кажется, его «слабость» тогда уже сильно мешала творчеству.
Фурсовский проект здания Благородного собрания, который автор считал своей лучшей работой, был отклонен, что совершенно добило мастера: «провлачив» остаток жизни, он умер в конце 1840-х годов. Писатель А. Писемский, с 1844 по 1853 год тянувший чиновничью лямку в Костроме, так отзывался о Петре Фурсове:
«Господин был даровитейший архитектор, академического еще воспитания, пьянчуга, нищий, не любимый ни начальством, ни публикой. После него в губернском городе до сих пор остались две-три постройки, в которых вы сейчас же замечали что-то особенное, и вам делалось хорошо, как обыкновенно это бывает, когда вы остановитесь, например, перед постройками Растрелли...»