Петропавловский храм на Брезе

До секуляризационной реформы 1764 года Петропавловская церковь на Брезе была соборным храмом Сироткина (Сереткинского) монастыря. Дата основания обители неизвестна, но храм тут стоял с древних времен — место это известное, именно здесь, «у Петра и Павла», князь Довмонт в 1299 году разгромил ливонских рыцарей, успевших до того разорить Снетогорский монастырь и Мирожский монастырь.
Каменную Петропавловскую церковь построили в Сироткиной обители во второй половине XV или первой половине XVI столетия. По своей форме это был традиционный псковский храм — с бесстолпным четвериком и узким барабаном с венчающей его главой. Имелись, правда, и особенности — перекрытие со ступенчатыми сводами являлось для Пскова уникальным.
В XVII веке с запада выросла трапезная с четырехпролетной звонницей — тоже весьма своеобразной; ее пролеты были разнонаправленными: два смотрели на юг, а два — на запад. Увы, сегодня мы этой звонницы не увидим — она исчезла под позднейши ми наслоениями.
«Расстраивали» храм, как водится, постоянно: в какой-то момент с севера образовался придел, трапезная приобрела второй этаж, а над прежней звонницей поднялась колокольня. На втором этаже была устроена «палатка», в которой, по преданию, после ухода на покой в 1682 году жил принявший схиму архиепископ Арсений, один из самых образованных архипастырей эпохи. В палатке имелось окно, выходившее на иконостас, — у этого окна владыка молился.
В советское время Петропавловский храм довольно долго, до 1953 года, оставался действующим; позже, после закрытия, в нем располагались склады. Верующим его вернули в 1998 году.