Площадь Искусств Санкт-Петербург (Михайловская площадь)

Первоначальное название площади — Михайловская, по одноименному дворцу, выходящему к ней главным фасадом. Площадь Искусств - самая удивительная из площадей Санкт-Петербурга.
Перед К. И. Росси, когда он возводил Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, стояла задача не только построить резиденцию для великого князя Михаила Павловича, но и преобразить окружающее пространство, дабы оно гармонично сочеталось с дворцом. Архитектор спроектировал Михайловскую улицу, соединившую площадь перед дворцом с Невским проспектом, и Инженерную улицу, идущую от Екатерининского канала до Литейного проспекта, связав, тем самым, усадьбу с главными магистралями Санкт-Петербурга.
Что касается площади перед дворцом, то ее Росси предлагал окружить трехэтажными зданиями с торговыми галереями в нижних этажах. Император не оценил затеи зодчего, посчитав, что торговая суета — не лучшее обрамление для дворца великого князя.
Тем не менее фасады зданий, выходивших на площадь, оформлялись в соответствии с проектом Росси, который поселился в доме на Михайловской площади, чтобы лично наблюдать за строительством (его вели другие архитекторы).
Первый этап застройки площади Искусств пришелся на конец 1820-х — начало 1830-х годов. Тогда были возведены Михайловский театр, дом военного губернатора Санкт-Петербурга П. В. Голенищева-Кутузова, дом М. Ю. Виельгорского, доходный дом П. П. Жако. Последний, кстати, известен тем, что в его подвале в 1912— 1915 годах действовало кабаре «Бродячая собака», сыгравшее заметную роль в богемной жизни Петербурга и «отметившееся» во многих мемуарах. Поэт Георгий Иванов вспоминал:
«Чтобы попасть в „Собаку“, надо было разбудить сонного дворника, пройти два засыпанных снегом двора, в третьем завернуть налево, спуститься вниз ступеней десять и толкнуть обитую клеенкой дверь. Тотчас же вас ошеломляли музыка, духота, пестрота стен, шум электрического вентилятора, гудевшего, как аэроплан...»
Ахматовское «Все мы бражники здесь, блудницы...» — тоже про «Бродячую собаку». В этом стихотворении Анна Андреевна упоминает «цветы и птицы», томящиеся «по облакам», — это росписи С. Ю. Судейкина.
Следующий этап строительной активности площадь Искусств пережила во второй половине XIX века, когда на ней выросло, например, здание гостиницы «Европа», эклектичностью оформления фасадов несколько выбивающееся из общего ансамбля площади.
В XX столетии на площади появились здания этнографического отдела Русского музея (1910—1911; ныне — Российский этнографический музей), корпус Бенуа Русского музея (1914—1919) и средняя школа № 199 (1937; в 1947 году фасад приведен в соответствие с исторической застройкой площади).
Что касается самого сквера, то первоначально он имел пейзажную планировку. В течение XIX—XX веков сквер неоднократно переустраивался. Самую масштабную реконструкцию он пережил после снятия блокады.