Подробная история Суздаля и кремля

Содержание:
978 - 1015 гг.- в Киеве правит князь Владимир I Святой.
В 990 г., заботясь об укреплении северо-восточных рубежей Руси и утверждая во всех её пределах христианство, святой князь Владимир положил основание городу Владимиру на Клязьме. Заселив новый город киевлянами, крещёнными ранее, великий князь киевский крестил и часть местного населения.
В Ипатиевской летописи сказано:
«в лето 6498-е пойде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростоветей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Владимир, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную; повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора».
В Степенной книге XIV в. сказано:
«в лето 6498, от Рождества Христова 990, от Киева подвижеся блаженный Владимир шествовати в Суздальскую землю взем с собою двух епископов, иже придоша к нему в Корсунь с Митрополитом Михаилом, послани от патриарха Фотия, и в Земле Суздальской вся люди крестиша; тамож и град заложи святыя же и красен, и в своё имя нарече его Владимир на реце Клязьме, в нем же и церковь постав деревянную во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Успения».
Существует предположение, что обитель святителя Василия обязана своим основанием святому равноапостольному князю Владимиру, который во время пребывания в Суздале просветил здешних жителей святым крещением и воздвиг храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители. В подтверждения такого мнения можно привести то обстоятельство, что все древнейшие церкви во имя Василия Великого в городах, современных началу христианства в России, имеют своим основанием равноапостольного князя Владимира. Это храмы в Киеве, Овруче, Владимире-Волынском и проч. В пользу этого предположения говорит также особенное уважение к Васильевскому монастырю Российских князей и многих царей, выражавшееся в наделении его вотчинами. Предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря.
На площади ок. 3000 кв. м. в северо-восточной части кремля выявлены остатки более 50 жилых и хозяйственных построек, которые по стратиграфическим наблюдениям можно отнести к четырем строительным периодам, охватывающим время с 10 до 15 вв. Исследованы остатки трех усадеб площадью 1000-1600 кв. м., разделявшихся частоколами. Застройка здесь имела первоначально приречно-рядовой характер. Наиболее интенсивно береговая полоса р. Каменка застраивалась в 11 в., когда на указанных усадьбах жили дружинники, часть которых были выходцами из Скандинавии.
1019-1054 гг. - правление в Киеве Ярослава Владимировича Мудрого
В 1024 г. в Ростово-Суздальской земле вспыхнуло восстание смердов (крестьян-общинников), совпавшее с неурожаем в течение нескольких лет. Смерды подступили к Суздалю. Для подавления восстания в Суздаль приехал сам великий князь Ярослав.
С этой датой - 1024 г. - связано первое упоминание в летописях Суздаля.
В северо-западной части Суздальского кремля обнаружены следы укреплений древнерусского города (детинец), состоявших из вала и трех линий рвов глубиной 1.0-3.2 м., шириной 1.0-7.3 м. Еще в древности вал был снивелирован, а рвы засыпаны, видимо во время подавления восстания смердов. Площадь детинца раннего Суздаля составляла ок. 1.5 га. Фрагменты лепной и гончарной керамики, а также другие найденные предметы датируют время возникновения детинца Х в.
После подавления восстания волхвов в Суздале в 1024 г. он (князь Ярослав Мудрый) «устави землю ту» погостами и опорными пунктами. По внутреннему краю Медвежьего оврага были поставлены деревянные укрепления – Рубленый город с двумя воротами по откосам мыса, Волжскими и Подзеленскими.
После пожара 1024 г., отраженного в летописях, площадь кремля увеличилась примерно в 7-8 раз, с восточной напольной стороны он был защищен валом высотой до 4 м. с внутривальными конструкциями из дерева («городня) и рвом перед ним.
С 1093 по 1125 гг. Ростово-Суздальской землёй владел князь Владимир Мономах. Владимир часто ездил в Ростово-Суздальскую землю.
В это время на Ростовскую землю надвигалась с юга гроза первой крупной феодальной войны между Олегом Святославичем и Мономахом, начавшейся в 1093 г. В ее ходе сын Мономаха - Изяслав Курский вторгся в приокские владения Олега и захватил Муром, но был убит в сражении с Олегом под Муромом. В сентябре 1096 г. Олег двинулся на Суздаль, захватил его, выгнал приверженных Мономаху бояр и конфисковал их владения. Затем он взял Ростов и, посадив по городам своих посадников, начал собирать дань.
На защиту отцовских владений из Новгорода выступил сын Мономаха Мстислав. Олег отошел из Ростова.
Прорвавшийся к Суздалю со стороны тогда не укрепленной Клязьмы князь Олег сжег город (деревянные укрепления), причем за рекой Каменкой уцелел лишь двор киевского Печерского монастыря с деревянной церковью Димитрия.
Сооружения раннего строительного периода, видимо, погибли во время пожара 1096 г. их остатки вскоре были погребены под толщей вала, опоясавшего территорию кремля в нач. ХI в.
Вся территория кремля была обнесена валом. С северо-запада вал огибался рекой Каменкой, которая представляла неприступный водный барьер. С юго-востока был прорыт искусственный ров, соединивший верховья реки Каменки около кремля с нижней ее частью, около пожарного спуска.
По валу кремля был сооружен деревянный дубовый «заборол» — тын из бревен с заостренным вверху стояками. В цепи этого «заборола» находились и деревянные башни. Установлено, что было только двое, проезжих ворот: «Ильинские ворота», ведущие на посад, и «Дмитриевские ворота», через которые проникали в кремль с периферии торговые люди на базар. Не случайно образовавшаяся по пути к кремлю слобода на правом берегу Каменки, напротив Дмитриевских ворот, получила название «Щупачихи», то есть место, где осматривали, «ощупывали» товары, с которых нужно было взять пошлину.
Возведение вала повлекло за собой перепланировку построек на главную улицу кремля, проходившую от Ильинских до Дмитриевских ворот. На смену приречно-рядовой пришла уличная усадебная застройка.
В 1107 г. под стенами суздальской крепости были разбиты болгарские полки.
Новая крепость была густо заселена. Простой люд ютился в полуземлянках с поднимавшейся над землей задернованной кровлей, внешне похожей на курганы городского кладбища. Среди этих хижин высились рубленые хоромы городской знати, а над всей крепостью господствовал грандиозный по сравнению с жилищами людей «дом бога» — каменный собор и княжий двор. В характере древнейшего ансамбля Суздаля ярко выразилась резкая противоположность классов феодального города.
В 1113 г. Юрий – сын Владимира Мономаха, был посажен в Ростово-Суздальское княжество. Юрий был первым самостоятельным князем Ростово-Суздальского княжества.
Столицу княжества Долгорукий в 1125 г. перенёс из Ростова в Суздаль.
Схема Суздаля. X - XIII вв.
В центральной части кремля (нынешняя ул. Коммуны) изучены остатки 11 углубленных в землю построек и три подпольные ямы наземных жилищ с глинобитными печами. Учитывая ориентировку построек, можно предполагать существование здесь двух улиц, шедших от валов к центру кремля – соборной площади. Время возникновения застройки в этом районе города – 1-я пол. XII в.
Исследования на нынешней Ивановской ул. Показали, что юго-западная часть кремля осваивалась лишь с сер. XII в., а наиболее интенсивная застройка относится к XIV-XV вв. Т.е. застройка кремля шла от северной приречной его части к югу. Полностью территория кремля была освоена к сер. XII в.
К нач. XII в. относятся возникновение жилой застройки вне кремлевских стен, главным образом на дорогах, ведших от проездных ворот кремля к ближайшим крупным населенным пунктам. Исследования на нынешней Торговой площади выявили остатки древней улицы, ограниченной с двух сторон усадебными частоколами. Усадьбы, видимо, имели площадь ок. 600-800 кв. м. Остатки жилой застройки здесь стратиграфически разделяются на три строительных периода. На рубеже XII-XIII вв. вместо существовавших ранее небольших домов здесь было построено деревянное сооружение площадью ок. 100 кв. м., ориентированное по сторонам света. По-видимому, это была деревянная церковь, просуществовавшая до XV в.
В 1-й пол. XII в. земляным валом и рвом была обнесена также территория расположенная к северо-востоку от кремля, сформировался Окольный город или Острог Суздаля. Высота его валов составляла от 3 до 5.5 м. при ширине в основании 10-19 м. Глубина рва, прорытого перед валом, составляла 6-8 м., ширина – 16-18 м. Внутри вала прослежены деревянные конструкции в виде срубов размерами 4.8х5.0 м., сложенных из бревен диаметром 0.18-0.20 м., рубленных «в обло». При закладке валов была совершена жертва в виде головы лошади. Укрепления Окольного города имели трое проездных ворот: Ризоположенские, Воротильенские и Васильевские. Эти укрепления, как и кремлевские, неоднократно подновлялись.
Последняя перестройка всех оборонительных сооружений города относится ко 2-й пол. XVII в. (1677 г.). В 1719 г. все деревянные укрепления кремля и Окольного города сгорели при большом пожаре и позднее уже не восстанавливались.
Вне пределов кремля и Окольного города исследования проводились на территории Дмитриевского монастыря, возникшего в XI в., где раскопано полуземляночное жилище с остатками металлургического и кузнечного производств (домницей и кузницей) и обнаружен ров, опоясывающий территорию монастыря.
На территории Ризоположенского монастыря, возникшего в нач. XIII в., в XI – нач. XII в. располагался курганный могильник с древнерусскими захоронениями, совершенными по обряду трупоположения. В сер. XII в. могильник перестал функционировать и через его территорию пролегла улица. Ко времени возникновения м-ря (1207 г.) он был окружен плотной застройкой городского посада.
На территории Александровского монастыря выявлен культурный слой домонголького времени, а у его стен открыта печь для обжига плинфы нач. XIII в.
Со времени основания Суздаля жилая застройка города состояла из наземных домов срубной конструкции, рубленных «в обло», площадью в среднем 16-20 кв. м., с печами-каменками или глинобитными печами, подпольными ямами различной формы и глубины. Зафиксированы остатки жилищ и больших размеров (8х8 м. и более). Печи чаще всего размещались в одном из углов, противоположных входу, иногда – в центральной части жилища. Конструктивной особенностью жилых построек XI в., исследованных на усадьбах в северо-восточной части кремля, является соединение нескольких жилых помещений в единое целое внутренними переходами. Зафиксированы постройки с трехчленной связью (изба+сени+клеть), с входом через сени. С 1-й пол. XII в. в Суздале появляются отдельные полуземляночные жилища, связанные, по-видимому, с переселением сюда жителей из южных районов Руси, где полуземлянка являлась наиболее распространенной формой жилых построек. Выявлены участки застройки уступами, когда выступающему от красной линии улицы дому соответствовал отступающий дом напротив, что позволяло просматривать из боковых волоковых окон всю улицу.
По велению Всеволода III Большое Гнездо в Суздале была обновлена дубовая ограда Суздальского Кремля 1192-1194 гг. Мономахов тын был заменён рубленым (соединённые срубы клетей с засыпкой глиной), т.е. на валах были возведены дубовые стены и башни.
Проездных башен было уже три: «Ильинские ворота», ведущие на посад, юго-восточные — «Никольские» — выводили к мосту через Каменку и юго-западные «Дмитриевские ворота» ведущие к древнему Дмитриевскому заречному монастырю.
Восточный ров древней крепости был шириной до 30—35 м., крепость опоясывал вал. В XVIII в. вал был срезан и обращен в бульвар. Его поросшие вековыми деревьями зеленые склоны достигают вышины 17 м. от дна рва, а общий периметр — 1400 м. В проёме дороги стояла главная проездная башня крепости — рубленые Ильинские ворота; к ним примыкали шедшие по гребню вала деревянные стены. Этим восточным краем крепость обращалась к равнинной или, как говорили в старину, — «приступной» стороне, отсюда мощность восточного фронта обороны.
Ещё один этап строительства кремлевского вала датируется 2-й пол. XV в.
В настоящее время площадь кремля составляет 14 га., он окружен земляными валами, длина которых по периметру составляет 1.4 км. Высота валов от 3.2 до 8.5 м., ширина в основании 20-35 м. В системе укреплений имеются разрывы для двух проездных ворот: Ильинских с напольной стороны (северо-запад) и Дмитриевских, выводящих к р. Каменка.
Суздаль и Татаро-монгольское нашествие 1238 г.

Зимой 1238 г. часть татаро-монгольских орд от Владимира направилась к Суздалю, выжигая и разграбляя всё на своём пути. К юго-востоку от Суздальского кремля находились укрепление, называвшиеся - Большое Городище (сейчас село Якиманское) и Малое Городище (село Спасское городище).
Татаро-монголы встали лагерем на месте, где до 1960-х гг. существовало село Батыево («Село Батыево отъ Владимiра въ 20-ти верстахъ, а отъ Суздаля въ 14-ти верстахъ, при ръчкъ Уловкъ»). Малочисленная суздальская дружина пыталась задержать врага в первом на пути татаро-монгол - Большое Городище (с. Якиманское).
Силы были слишком неравны и все суздальцы геройски погибли. Здесь под холмом нашли вечное упокоение тела погибших русских витязей. Татары похоронили своих убитых под курганом на месте своего становища, где потом и появилось село Батыево. В 1835 г. на Батыевом кургане был построен каменный храм Воскресения Христова с приделами во имя Михаила Архангела и Николая Чудотворца, на средства коммерции советника, московского 1-й гильдии купца Михаила Ивановича Титова, владевшего в то время частью села Батыево. Её развали ещё были видны в кон. 1980-х гг.
Народное предание вспоминает это место летописи следующим образом: «Егда злочестивый и безбожный татарский Царь Батый, разоряя Русскую землю войною, взя славный град Владимир мечем, и оттуду со всею своею богомерзкою подвижеся силою ко граду Суждалю, хотя его себе покорити и разорити, и не доходя до него за несколько поприщь постави стан свой (где бысть стан безбожнаго Батыя, ныне ту село имеется называемо Батыево) и из того исходя стана, творяше войну с воинством Суждальским».
После гибели дружины Суздаль оставался совершенно беззащитным и был обречён. Татаро-монголы подошли к Пассадским укреплениям с южной стороны и появились на Ироновой горе в непосредственной близости от кремля. Многие насельницы монастырей при виде жестоких завоевателей, убежали в город, надеясь найти защиту в его укреплениях. Суздаль подожгли и разграбили. Всех кто не успел убежать, увели в рабство, стариков и больных перебили. Целым и невредимым остался только Ризоположенский монастырь, несмотря на то, что находился вне городских укреплений и ничем не был защищён.
С 1238 г. Суздальским княжеством правил Святослав Всеволодович, который в 1246 г. занял владимирский престол после гибели Ярослава Всеволодовича.
После смерти Святослава Всеволодовича (1252 г.) Александр Невский отдал Суздаль своему брату Андрею, наследственным владением потомков которого стало княжество.
В 1257 г. монголы провели перепись в Суздале и поставили в нём баскаков для сбора податей, что вызвало восстание 1262 г.
В 1445 г. здание Успенского собора постигла катастрофа: обрушился верх собора. Причина катастрофы осталась неизвестной. В таком виде он простоял почти 100 лет.
В 1528 г. по распоряжению великого князя Василия III приступили к восстановлению собора. Здание разбирается до половины высоты (до аркатурно-колончатого пояса) и на белокаменных старых стенах надстраиваются новые кирпичные. Собор восстановлен в 1530 г. пятиглавым и становится Богородице-Рождественским собором.
В 1577 г. Богородице-Рождественский собор пострадал от пожара и был снова отремонтирован.
В 1635 - 1636 гг. расписываются внутренние помещения собора, пристраивается абсида к южному притвору, образован придел в честь св. Иоанна и Фёдора.
В 1635 г. против южного фасада собора архиепископ Серапион строит огромный шатровый столп соборной колокольни, вмещающей в нижнем ярусе небольшую церковь. В отличие от многих других суздальских сооружений этого типа могучий и суровый восьмигранник колокольни с лопатками на углах как бы вырастает непосредственно из земли. Шатер, подобно крепостной башне, имеет пологий выступ кровли — «полицу» — в основании. Высокий и внушительный силуэт здания прекрасно гармонировал с величественным объемом собора, усиливая роль кремлевского центра в разросшемся и усложнившемся городском ансамбле XVII в. На колокольне в кон. XVII в. были установлены часы, которые отбивали каждый час и над городом каждую минуту звенел серебряный голос маленького колокола...