Поэтесса Ольга Берггольц

В родном Ленинграде военных лет далеко не каждый житель знал поэтессу Ольгу Берггольц в лицо, однако ее голос был известен всем в городе на Неве. Начиная с 1941 года он звучал из каждого уличного репродуктора блокадной твердыни более трех лет.
Жизнь поэта, писателя и публициста Ольги Федоровны Берггольц тесно связана с Угличем. В период с 1918 по 1921 год их семья жила в этом городе после того, как была вынуждена эвакуироваться из Петрограда, где в отсутствие главы семейства терпела лишения и порой голодала. Отец воевал, а маленькая Оля жила с матерью и младшей сестрой в келье угличского Богоявленского монастыря.
Город детства Ольги Берггольц
Родные звали ее Лелей, а своей необычной фамилией - Берггольц - будущая писательница была обязана деду-латышу по отцовской линии. Ее второй дедушка был крестьянином с Рязанщины, а отец, Федор Христофорович служил хирургом военно-полевого госпиталя.
Почти два с половиной года их семья прожила в святой обители, в самом дальнем корпусе Богоявленского монастыря. Жизнь была нелегкой, но у девочки имелась по крайней мере возможность ходить в школу. Впоследствии Ольга Берггольц вспоминала:
«...темное, бедственное жилье времен детства и гражданской войны - эта келья, этот угол монастырского двора с могучими липами и, главное, высокий белый пятиглавый собор напротив школы — все это стало мне почему-то сниться как место чистейшего, торжествующего, окончательного счастья».
В те годы семья Берггольц жила подобно многим угличанам, еле сводя концы с концами и обменивая последние ценности и излишки одежды на продукты у жителей соседних сел и деревень. Свои детские впечатления Леля впоследствии опишет в автобиографической повести «Углич» (1931).
Когда девочке исполнилось 10 лет, с фронта возвратился отец, и Берггольцы возвратились на берега Невы. Тем не менее повзрослевшая Оля уже тогда понимала: Углич - это любовь навсегда:
«Я помню - сердцем помню, как почувствовала, что что-то очень хорошее, светлое остается в Угличе, чего уже никогда-никогда не будет в Петрограде».
В Северной Пальмире ее ждали работа и новые испытания, вновь связанные с войной. Скромная сочинительница детских стихов и историй неожиданно для многих, не знавших близко эту маленькую и сильную женщину, стала подлинным голосом блокадного Ленинграда. Ее оперативные, выстраданные всем сердцем фронтовые репортажи, рассказы о бойцах и мужественных жителях осажденного города вселяли в людей надежду: поэтесса читала их сама в прямом эфире, обращаясь ко всем и каждому.
Блокадное радио долго оставалось единственным способом оперативного оповещения горожан, и потому оно было другом ленинградцев, призывом к стойкости, обещанием поддержки и скорой победы. И олицетворением ее был голос Ольги Берггольц.
Живя в Ленинграде, поэтесса никогда не забывала старинный, тихий и уютный городок своего детства. Она знала, что однажды непременно сюда вернется, и возвратилась в Углич в 1953-м, когда в стране стоял траур по только что умершему Сталину. Ольга Федоровна первым делом навестила своего любимого учителя рисования, художника Ивана Николаевича Потехина, затем много гуляла по городу, словно наяву возвращаясь в прошлое, и с радостью подмечая большие перемены, что произошли в Угличе за минувшие годы. Так она и назвала один из очерков главной книги своей жизни «Дневные звезды» - «Поездка в город детства». Когда пришла пора экранизации «Дневных звезд», именно в Угличе проходила большая часть съемок (1966).
Ольга Берггольц скончалась 13 ноября 1975 года.
Городские власти нарушили ее последнюю волю: поэтесса была похоронена в районе ленинградского Волковского кладбища, известном в мире искусства как «Литераторские мостки». Между тем Ольга Федоровна завещала, чтобы ее упокоили на знаменитом и памятном ей еще с военных лет Пискаревском кладбище рядом с родственниками - «вместе со своими». Именно здесь, на стене Пискаревского кладбища, где лежат тысячи ленинградцев - жертв войны и блокады, высечены слова поэтессы Ольги Берггольц, ставшие олицетворением великой памяти народной: «Никто не забыт, и ничто не забыто».
Глазами маленькой очевидицы
Повесть Ольги Берггольц «Углич» спустя год после написания уже вышла в издательстве «Молодая гвардия» (1932), получив доброжелательный отзыв классика советской литературы, писателя Максима Горького. Помимо бесспорных литературных достоинств это произведение содержало богатый фактический материал по истории Углича советской поры и жизни его православной общины. В повести содержится немало деталей тогдашнего бытия Богоявленского монастыря, эпизоды о его разорении, голодном бабьем бунте, гибели в обители монахинь во время городских политических волнений.