Богоявленский монастырь Углич

Из троицы ныне действующих святых обителей Углича Богоявленский женский монастырь, несмотря на его преклонный возраст в шесть с лишним столетий, является самым молодым.
Основание Богоявленского монастыря
Его основание связано сразу с двумя историческими личностями. По одной версии, на исходе XIV века обитель обустроила Евдокия Московская, супруга великого князя Дмитрия Донского. По другой - мать государя Михаила Романова Ксения Шестова, и случилось это двумя столетиями позже.

Девичий Богоявленский монастырь в Угличе до середины XVII века находился на территории Угличского кремля. Первоначально обитель состояла из двух деревянных храмов. Дальнейшее развитие и благоденствие Богоявленского монастыря связано с личностью матери погибшего царевича Дмитрия, царицей Марией Федоровной, которая была здесь пострижена в 1591 году.
Спустя столетие, в 1661 году, в Угличском кремле начали активно строить фортификационные объекты, и обитель сменила место «жительства»: оно лежит в нескольких сотнях метров от стен кремля, здесь монастырь размещается поныне.
Первая каменная церковь появилась в нем лишь в 1700 году (сейчас она освящена в честь Смоленской иконы Божией Матери, а тогда была соборным Богоявленским храмом).
Новый Богоявленский собор, определяющий силуэт монастыря, построили в середине XIX века, и в том же столетии сформировался цельный монастырский ансамбль Углича — с келейными корпусами, оградой, колокольней и Феодоровской церковью (1818).
Богоявленский собор всегда привлекал к себе каждого, побывавшего тут хотя бы единожды, своей красотой и особенной атмосферой намоленного места.
Богоявленский собор монастыря возведен в 1853 году по проекту знаменитого зодчего Константина Тона, которому государь доверил создание храма Христа Спасителя в Москве. Примечательно, что собор Богоявленской обители в русско-византийском стиле является одной из немногих построек Тона, уцелевших на сегодняшний день.
Ансамбль Богоявленской обители

Богоявленский Собор, стоящий на пересечении главных городских магистралей, виден издалека. Это - крупнейший из храмов Углича. Место под его строительство в начале 1840-х годов было приобретено у купца Буторина вместе с некогда богатым фруктовым садом. Уже в 1843 году здесь был заложен новый теплый собор. По преданию, алтари его трех престолов находятся на тех местах, куда когда-то прилетали прекрасные белые лебеди.
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери стоит напротив Восточных ворот монастыря. Она датируется 1700 годом, является старейшим храмом обители и к тому же ее первой каменной постройкой. Ее главный престол освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а северный придел - в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня; сегодня его помещение используется в качестве ризничной.

Будучи традиционным трапезным храмом с пятиглавием, церковь покоится на подклете. Когда-то она имела шатровую колокольню и большое крыльцо, перестроенное в XIX столетии в классическом стиле. От колокольни сохранилась только ее нижняя часть, остальное было разобрано из-за состояния крайней ветхости, когда Богоявленская обитель обрела новую звонницу, установленную возле Феодоровской церкви.
Первоначальный пятиярусный иконостас с позолотой в 1854 году был заменен трехъярусным, где нашли себе пристанище многие старые иконы храма, написанные еще в XVII столетии. На сегодня былая роспись Смоленской церкви утрачена, а нынешняя по композиции близка к традициям стенной церковной живописи XVII-XVIII столетий.
Храм Феодоровской Иконы Божией Матери носит свое название в честь патрональной иконы рода Романовых. Это - дань благодарности Ксении Шестовой, матери основателя царской династии и возможной основательнице Богоявленского монастыря. Известная под именем старицы Марфы, именно она даровала ему этот чудотворный светлый образ.

Дата закладки Феодоровской церкви - 21 мая 1805 года. Спустя 13 лет работы завершились уже при новой игуменье Августе, сменившей прежнюю - Маргариту.
Главная из особенностей здания - в плане она представляет собой правильный крест. Основной объем, обрамленный по периметру полукруглыми пристроями, увенчан пятью куполами сферической формы, которые завершены маленькими луковичными главами. Они сверкают на солнце, покрытые сусальным золотом.
Три из четырех фасадов оформлены портиками в четыре колонны, а к западной стороне в 1837 году пристроили трехъярусную колокольню, в нижнем ярусе размещалась библиотека. К сожалению, звонница была уничтожена в 1930-е годы; само здание храма не пострадало.
Ныне в храме сохраняются некоторые уникальные стенные росписи прошлых лет. Изначально их создавала артель провинциального живописца Епифана Алексеевича Медведева. Мастера использовали оригинальную технику настенной «живописной уборки», которая создавала иллюзорную имитацию объемных архитектурных деталей интерьера.
В 1862 году росписи интерьеров церкви обновил и дополнил мещанин из Ярославля Егор Дьяконов. Именно его фрески и уцелели во многом благодаря реставрационным работам, которые к 1980 году завершили в Феодоровской церкви специалисты под руководством архитектора Новикова. Семен Евгеньевич был заслуженным архитектором и реставратором России, почетным гражданином Углича. Он участвовал в восстановлении многих храмов этого города, в том числе и Дивной церкви Алексеевского монастыря.
После революции
После революции монастырь долго, до 1930 года, оставался действующим — на полуподпольном положении, — но монахинь настойчиво теснили новые жильцы, заселенные в келейные корпуса.
После Октябрьской революции в одной из келий Богоявленского монастыря жила с матерью и сестрой маленькая Ольга Берггольц, впоследствии она тепло вспоминала годы, проведенные в святой обители. Она же, побывав в 1953 году в местах своего детства, запечатлела в «Дневных звездах» образ разрушающейся (нет, разрушаемой!) обители:
«В обшарпанном, словно покрытом лишаями, основательно осевшем в землю соборе был склад „Заготзерна“ и нефтебазы, о чем свидетельствовали безобразные вывески над кое-как сколоченными дощатыми дверьми, прикрывавшими входы...»
В 2003 году полуразрушенные здания Богоявленского монастыря в Угличе возвратили Церкви, и он постепенно начал возрождаться к своему служению — сначала как приход, а затем и как женская обитель. Сегодня этот православный храм Углича возрождается к жизни.