Покровская церковь Шунга

Шунга - село с экзотическим названием. От названия веет древностью. И действительно, поселение известно с XIII века! Это был богатый волостной центр. Владельцы у села были тоже под стать - знатные Сабуровы, потомки мурзы Чета, вместе с Годуновыми покровительствовавшими Ипатьевскому монастырю.
Какое-то время владел Шунгой московский Чудов монастырь. Ну а настоящее богатство жители села сделали на картофеле. Его выращивали и в пищу, и на крахмал, поставляли в Кострому и далее, а незадолго до революции (в 1909 году) здесь построили первый в нашей стране картофелетерочный завод. Кому надоедал картофель, мог переключиться на лозоплетение, второй знаменитый промысел Шунги.
Сейчас село не производит впечатление богатого... От былого величия сохранилась прекрасная Покровская церковь. Вернее, это целых два храма, объединенных в двухэтажное здание: внизу - теплый Петропавловский, вверху - летний Покровский. Так что действует церковь, и правда, круглый год.
Построена она была в 1788 году костромскими купцами Ильей и Алексеем Савиными. Те, надо полагать, имели знатный вкус в архитектуре - очень уж хороши получились пропорции и обводы крупной пятиглавой церкви, кораблем плывущей над деревней, возносящей в небо шпиль четырехъярусной колокольни! Многие отмечали, что такая церковь и город бы украсила - не было в ней характерного для провинции упрощения, стремления сэкономить труд и деньги, или хуже того, попытки сверхпышным (до аляповатости) декором «закамуфлировать» безыскусные простецкие архитектурные формы.
Нет этого в Покровском храме! А что есть? Есть скругленные углы основных объемов, в том числе трапезной. Есть такие же «сглаженные» барабаны, в плане квадратные, но визуально превращенные в восьмиугольники. Есть чешуйчатые главки с «шейками». Есть эффектное, вынесенное далеко за линию западного фасада колокольни крыльцо с лестницей (конечно, не XVII век, но все же)... Есть, наконец, значительной частью сохранившаяся роспись рубежа XVII-XVIII веков.
Все это в наши дни поддерживается усилиями жителей, благо храм никогда не закрывался и избежал запустения, которое обычно оказывается роковым для отдаленных сельских церквей: собрать деньги на капитальный ремонт местным не под силу, епархиям вкладывать силы и средства в реставрацию храмов, где прихожан полтора человека, нет смысла, вот и получается замкнутый круг.
Но Шунге, повторимся, повезло, несмотря на упорные попытки местного колхоза в начале 1930-х годов забрать помещение себе. Есть информация, что отстоять храм помогла статья... Сталина. Да-да, то самое «Головокружение от успехов», в котором вождь, помимо прочего, требовал прекратить ликвидацию церквей, «фиктивно прикрываемую общественно добровольным желанием населения».