Прасковья Луполова Ишим (Параша Сибирячка)

Прасковья Луполова Ишим (Параша Сибирячка)

На фото: Памятник Прасковье Луполовой (Параше Сибирячке) в Ишиме. Автор — Вячеслав Клыков; торжественное открытие памятника состоялось в августе 2004 года.

Прасковья Луполова родилась в семье Григория Луполова. В 1798 году семейство Григория прибыло в Ишим: сам глава семьи, его жена и 14-летняя дочь Прасковья Луполова. Безрадостным был этот приезд — Григорий Луполов, малоросс родом, в недавнем прошлом боевой офицер русской армии, за некую «уголовную» провинность был лишен чинов и дворянства и сослан в Западную Сибирь.

Местом пребывания Луполовым определили деревню Жиляковку в двух верстах от Ишима. Потекли ссыльные будни — скудные и стыдные. Бывший прапорщик пристроился переписывать бумаги в местном суде, что давало средства на пропитание, но не более того. Впрочем, мучила не столько бедность, сколько унижение.

Параша Сибирячка видела страдания отца и, посещая Богоявленский собор, в котором к тому времени освятили лишь нижнюю церковь, молила Бога и Божию Матерь об их облегчении. Имея веру твердую и нескудеющую, она знала, что помощь придет. Но знала она при этом, что вера без поступков мертва, и однажды решилась на подвиг — юная сибирячка задумала отправиться в Петербург и вымолить у царя прощение ее отца.

Родители воспротивились этому желанию, однако Параша Сибирячка не отступалась, и в конце концов Григорий Луполов сдался — в сентябре 1803 года 19-летняя Параша, не знавшая ни грамоты, ни географии, пустилась в опасный путь, продлившийся почти год. Отец смог дать ей в дорогу один-единственный рубль — в придачу к своему благословению; кроме того, Прасковья взяла с собой икону Божией Матери, веря в то, что Богородица не оставит ее своей помощью.

До Камышлова девушка шла пешком (а это около пятисот километров!), далее до Екатеринбурга ехала с попутным обозом. Тем временем подоспела зима — зазимовала Прасковья в Екатеринбурге у добрых людей, обучивших ее грамоте и снабдивших рекомендательными письмами для дальнейшего путешествия.

Десятинный монастырь в Новгороде на дореволюционной фотографии. Соборный храм обители, в крипте которого похоронили Прасковью Луполова, в советское время был уничтожен.Весной она вновь была в пути: Вятка, Казань, Нижний Новгород, Москва и наконец столица, которой девушка достигла в августе 1804 года. Здесь ей повезло — ее прошение было передано императору Александру I, рассмотрено и удовлетворено: Григорий Луполов получил прощение и возможность вернуться в свое малороссийское имение.

Рассказы о сибирячке, обласканной царской семьей, широко распространились в образованном обществе, но Прасковья Луполова, имевшая возможность теперь устроить и собственную жизнь, славы не искала — добившись помилования батюшки, она поступила послушницей в Крестовоздвиженский монастырь в Нижнем Новгороде. Спустя пять лет перебралась в Десятинный монастырь в Новгороде, где, увы, ей пожилось лишь месяц.

Понесенные в дальнем путешествии испытания не прошли даром для здоровья — в декабре 1809 года чахотка свела Прасковью Луполову в могилу. Похоронили ее в крипте монастырского Богородице-Рождественского собора, уничтоженного в 1930 году.

Образ Прасковьи Луполовой в литературе

Память о героической Параше Сибирячке запечатлелась в литературе — уже в 1806 году был опубликован роман Мари-Софи Коттен «Елизавета, или Сыльные в Сибири», в основу которого легла история Прасковьи Луполовой; в 1815 году вышла повесть Ксавье де Местра «Юная сибирячка»; в 1840 году Николай Полевой написал пьесу «Параша Сибирячка».

Исследователи предполагают, что судьба Прасковьи Луполовой послужила одним из источников при создании «Капитанской дочки» Пушкина — сюжетные переклички тут не заметить невозможно. Пушкин, несомненно, знал историю сибирской подвижницы — ее биография была включена в «Словарь достопамятных людей Русской земли» Д. Н. Бантыш-Каменского, который поэт читал как раз в пору работы над «Капитанской дочкой».

Выдающиеся личности России.


Саша Митрахович 22.03.2018 11:58
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча