Спасо-Преображенский монастырь Старая Русса

Содержание:
Краткая история Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы
Первое лаконичное упоминание об основании Спасо-Преображенского монастыря в Старой Руссе содержится в Новгородской Первой летописи под 1192 годом. В это время Руса представляла собой крупный по тем временам город с развитыми ремеслами, торговлей и — даже — с регулярно обновляемой деревянной мостовой. Градообразующим промыслом являлось солеварение.
В 1198 году выстроили в монастыре Старой Руссы каменный соборный Спасо-Преображенский храм. Примечательна стремительность, с которой возводился храм. Нигде более, кроме как в новгородских пределах, не ставились церкви за два с небольшим месяца. Но в Новгороде — и именно в это время — подобное «скоростное» строительство не было из ряда вон выходящим фактом.
В XVII веке, - «В несчастную годину самозванцев и междуцарствия», город был занят войсками шведского воеводы Понтуса Делагарди, Спасо-Преображенский монастырь Старой Руссы был разорен шведами и дворы около него сожжены.
В конце 1620-х — начале 1630-х годов в монастыре ведутся активные строительные и ремонтные работы. Край медленно приходил в себя, и обновленный Спасо-Преображенский монастырь явился как бы провозвестником грядущего возрождения Новгородской земли.
К началу XVIII века Преображенский монастырь Старой Руссы сделался одним из крупнейших землевладельцев округи. Кроме каменных построек, каковыми к XVIII веку уже являлись все храмы, в монастыре имелось множество деревянных зданий. Опись 1739 года показывает братские, архимандричьи, гостиные и больничные кельи, солодежню, квасоварню, амбары и сараи различного назначения, баню. Все это окружала рубленая «в тарасы» ограда длиной в 263 сажени с тремя воротами (одни из них были каменными).
В настоятельство архимандрита Моисея в монастыре один за другим растут каменные здания, производятся ремонты, а при его преемнике, архимандрите Дионисии (настоятельствовал с 1816 года), начинается строительство кирпичной ограды с башенками. Обитель постепенно возвращает себе утраченный статус: в 1830 году ее причисляют ко второму классу, а после благоустройства 1880-х годов, связанного с возвращением Старорусской иконы Божией Матери, — к первому (в 1892 году).
После революции Старорусский Преображенский монастырь был закрыт — по всей видимости, в 1922 году, в связи с сопротивлением его настоятеля, епископа Димитрия (Сперовского), изъятию церковных ценностей. Спасо-Преображенский собор некоторое время использовался под зерносклад и уже к началу войны представлял собой печальное зрелище.
Во время оккупации во время Великой Отечественной войны в уцелевших зданиях обители разместилась немецкая комендатура.
В 1960-е годы начата реставрация ансамбля Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы. Старорусский монастырь православный храм Старой Руссы с удивительной историей.
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы

С северной стороны к притвору Преображенского собора примыкает четырехъярусная колокольня. Впервые о наличии колокольни в ансамбле Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы говорится в Писцовой книге 1624 года:
«На монастыре ж на колоколнице два колокола болших весом семнатцать пуд, два колокола середних весом четырнатцать пуд, два колокола малых весом шесть пуд бес чети».
Из этой записи не ясно, каменная была «колоколница» или же деревянная. Но вернее всего второе, поскольку уже в конце 1620-х — начале 1630-х годов, при игумене Иосифе, в монастыре выстроили существующую ныне колокольню, которая на самом деле исторически являлась не просто колокольней, а церковью под колоколы. Это выяснилось при обследовании здания, выявившем заложенные алтарные ниши на уровне второго яруса. Действующей церковь оставалась недолго, уже в XVIII веке в ней не служили, а потому даже посвящения ее не сохранилось в монастырских документах.
К колокольне, в свою очередь, пристроена с севера церковь Рождества Христова, возведенная, видимо, одновременно с колокольней на месте деревянного храма с тем же посвящением. Она представляет собой небольшой бесстолпный объем с подцерковьем и вытянутой апсидой. Интересной деталью храма является его широкий притвор, который служит входом одновременно в Рождественский храм и церковь под колоколы.
Подцерковье храма не предназначалось строителями для церковных нужд, и оно использовалось самыми разнообразными способами. То здесь размещалась слесарная мастерская, а то — с 1763 года — его сдавали под склад казенного вина.
В начале XIX века здесь, по монастырским документам, была пекарня с кладовой, а с 1835 года — церковь Космы и Дамиана (престол перенесли из упраздненного храма приписного монастыря), просуществовавшая до 1892 года, когда Рождественский храм передали духовному училищу.
Рядом с Рождественским храмом находится Сретенская церковь с трапезной. В настоящем своем виде она построена в 1630-е годы, но, по некоторым документальным свидетельствам, на месте одноименной каменной же церкви.
В описи 1615 года здания монастыря описываются так: «Монастырь Преображенье Спасово да Въстритение Господне, оба каменные храмы, да в трапезе храм Рожество Христово древяная». Правда, Писцовая книга 1624 года с этим не соглашается: «В том же монастыре церковь древяная Стретение Господне...» И, пожалуй, она права. Вероятно, до 1630-х годов трапезный храм старорусской обители оставался деревянным.
Теперешняя Сретенская церковь составлена из двух объемов (собственно церковь и трапезная)и имеет два этажа. С западной стороны пристроено крыльцо внушительного вида, а с северо-запада примыкала, как удалось установить, деревянная уборная. С севера трапезную «продолжал» братский корпус, разобранный в конце XVIII века. Тогда же из Спасо-Преображенского собора в трапезную часть храма перенесли придел во имя мч. Антипы.
В течение XIX века Сретенский храм (как, кстати, и другие монастырские здания) претерпел разительные перемены. Вместо теса его покрыли железом с изменением конструкции кровли и главы, декоративные детали фасадов частью срубили, частью заштукатурили, дверные и оконные проемы перебили. В 1836 году в нижнем ярусе (подцерковье) освятили придел в честь Старорусской иконы Божией Матери, спустя несколько лет сюда «спустили» придел мч. Антипы. В 1892 году Старорусский придел переосвятили во имя прп. Исидора Пелусиота.
Последнее по времени строение ансамбля Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы — храм Старорусской иконы Божией Матери, возведенный в 1889—1892 годах в связи с долгожданным возвращением из Тихвина главной святыни Старой Руссы (о чем — в соответствующем разделе). Здание храма сохранилось до наших дней, но в столь «переработанном» виде, что вам придется долго присматриваться к окружающим постройкам, чтобы, наконец, разглядеть его в... спортивной школе, имеющей, на первый взгляд, абсолютно «советскую конструкцию».
Спасо-Преображенский монастырь Старой Руссы сегодня

Спасением Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы, в 1950-е годы частью лежавшего в руинах, частью собиравшегося ими стать, мы всецело обязаны реставраторам, работавшим в течении двенадцати лет.
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы существует в настоящее время в музейном качестве, будучи филиалом Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. В Спасском соборе находится краеведческая экспозиция, в которой немало места уделено, в частности, истории старейшей обители Руссы. А в Сретенском храме с трапезной располагается «Картинная галерея художников-земляков». В ней представлены работы художников, родившихся в Старой Руссе или ее окрестностях, — В. И. Сварога (Курочкина), Т. И. Певзнера, Н.В. Томского, В. В. Ушакова и других.
Архиепископ Новгородский Святитель Мартирий основатель Старорусского Преображенского монастыря

На фото: Архиепископ Новгородский Мартирий — основатель Спасо-Преображенского монастыря в Старой Руссе и строитель каменного собора в нем - выдающаяся личность Старой Руссы.
Достоверные сведения об основателе Спасо-Преображенского монастыря в Старой Руссе - святителе Мартирии - крайне отрывочны и схематичны. В Новгородской Первой летописи говорится, что он был родом из Русы («рушанин») и происходил от благородных родителей, но более ничего о его ранних летах не сказано. Вероятно, постриг он принял в одном из новгородских монастырей, так как в его родном городе монастырей тогда не обреталось. Первую здешнюю обитель основал он сам, а уже спустя год его избрали на Новгородскую кафедру. Рассказывается, что избрание происходило так: на престол в Софийском соборе Новгорода положили жребии с именами кандидатов и послали некоего слепца взять один из них. Тот вытянул жребий свт. Мартирия.
В 1194 году три важнейших города Новгородчины—Ладога, Старая Русса и собственно Новгород —оказались истреблены пожаром. В Новгороде, как говорит летописец, от праздника Всех Святых до Успенского поста «по вся дни неведомо где загорашеся». Причиной тому, надо полагать, была жаркая засушливая погода.
Пожар, проредивший новгородскую застройку, определил основное направление архипастырской деятельности Архиепископа Новгородского Мартирия. Он остался в истории Новгорода как строитель.
При нем были возведены каменный Богородицкий храм на городских воротах, Воскресенский в женском монастыре у озера Мячина, Спасо-Нередицкая церковь, Кирилловская «на Нелезне», заложен Евфимиевский женский монастырь и пристроена паперть к Софийскому собору, названная по его имени Мартириевской. Здесь его и погребли, когда в 1199 году он скончался.