Быньги храм Николая Чудотворца внутри

Внутри храм Николая Чудотворца в Быньгах соединенные арками четыре многогранных столпа, каждый из которых имеет свои собственную форму и число граней, поддерживают барабан купола. Внутренние поверхности стен полностью расписаны. На столбах и сводах — росписи XIX века, выполненные в академической манере и неоднократно обновлявшиеся. (Старожилы рассказывают, что в 1950-е годы поновлением части фресок занимался некий художник, приезжавший летом с группой детей-учеников художественной школы.)
В куполе — восемь ветхозаветных сюжетов, в парусах — изображения евангелистов. Над сводом западного портала — живописное изображение Мальтийского креста в медальоне, обвитом вычурным растительным узором. Возможно, эта фреска восходит к первоначальной росписи, сделанной вскоре после строительства храма, и отмечает эпоху Павла I, являвшегося магистром Мальтийского ордена. Крайне любопытное открытие было сделано при недавней реконструкции храма. После снятия ложных потолков в северо-западной и юго-западной башенках обнаружены росписи: синие гирлянды роз на голубом фоне. Подобный декор вполне укладывается в традицию народных росписей Урала XIX века.
Интересной особенностью храма в Быньгах является необычная роспись барабана. Над каждым из двенадцати его окон в фигурных рамках изображены сюжеты из новозаветного «Откровения Иоанна Богослова», а по периметру барабана, между окнами, помещена надпись «Апокалипсис». Вероятно, эта композиция указывает на принадлежность автора фресок к старообрядцам. «Апокалипсис» был и остается одной из любимых книг староверов, а учение об Антихристе стало важнейшей темой их сочинений. После раскола русская история переосмыслялась старообрядцами в контексте мировой истории, движущейся к своему завершению. Затянувшиеся эсхатологические ожидания привели к тому, что превратились в своеобразную жизненную традицию, нашедшую соответствующее отражение в сфере искусства.
О церкви в Быньгах пишут как о великолепном образце церковного убранства. Подлинное украшение интерьера — иконостасы. Алтарь главного храма огражден выпуклым в центральной части резным позолоченным иконостасом, относящимся ко времени возведения храма.
В настоящее время он находится на реставрации. Боковые иконостасы, тоже резные, имеют обычную плоскую форму, в художественном отношении решены довольно сдержанно, как бы оттеняя значение центрального иконостаса. Выполнены они уже в XIX столетии. В иконостасах, а также в перегородках на солее, размещены замечательные иконы невьянской школы конца XVIII — начала XX столетий. Обращают на себя внимание мощные дореволюционные подсвечники со старинными свечами.