Преподобный Кирилл Новоезерский

На фото: Икона прп. Кирилла Новоезереского в храме-музее Спаса Всемилостивого в Белозерске.
Белозеры считают преподобного Кирилла Новоезерского своим покровителем, а основанный им невдалеке от города Новоеозерский монастырь в прежние века служил им наиболее доступным богомольем. Этот человек выдающаяся личность Белозерска и Русский Святой.
Пожалуй, нет в Белозерске и его окрестностях более почитаемых «местных» святых, чем преподобный Кирилл Новоезерский. В настоящее время, когда налицо повсеместный упадок церковной жизни и из всех храмов Белозерска действует только один Успенский (с «парным» к нему Богоявленским), часовня Кирилла Новоезерского близ Торговых рядов все же не покинута христианами — она открыта, в ней регулярно служатся молебны. Да и прежде одной из главных святынь Белозерска являлась икона прп. Кирилла «с чюдесами», находившаяся в Спасо-Преображенском соборе.
Преподобный Кирилл по происхождению своему не был белозером. Он появился на свет в Галиче Костромском во второй половине XV века. Судя по всему, в нем с детства жило стремление к иночеству, и в 15 лет он тайно ушел из дома и поступил послушником в обитель прп. Корнилия Комельского, где вскоре принял постриг. Корнилиев монастырь находился, по современному счету, примерно в двухстах километрах от Галича, на территории теперешнего Грязовецкого района Вологодской области. Дорога шла по местам глухим и малолюдным. И, быть может, юноша оробел, решимость его поколебалась. Во всяком случае, из Жития преподобного Кирилла Новоезерского известно, что он получил некое укрепление: ему встретился старец, который благословил его продолжать путь и — сделался невидим.
Путь преподобного Кирилла Новоезерского к Белому озеру
Пока Кирилл проходил под руководством преподобного Корнилия азы монашеской жизни, родители сбивались с ног, разыскивая его. Они уже считали сына умершим, когда случайно узнали от одного комельского инока, что Кирилл находится в монастыре. Отец тотчас бросился в Комельскую обитель, но не сразу признал сына в строгом аскете, который встретил его. Затем, ближе познакомившись с жизнью монастыря, отец Кирилла тоже принял постриг — с именем Варсонофий. В иночестве кончила земные дни и мать Кирилла.
Со смертью родителей Кирилл раздал оставшееся после них имение и, благословившись у прп. Корнилия, отправился странствовать по северным обителям.Будучи в Тихвинском монастыре, он, согласно Житию, получил повеление от Божией Матери идти в окрестности Белого озера. Здесь на озере Новом он увидел остров (который иногда называют Красным, а иногда — Огненным), где и поселился.
Основание Преподобным Кириллом Новоезерского монастыря
Основание монастыря на Новом озере относят к 1517 году, но неизвестно, что считать «основанием» — водворение ли прп. Кирилла на Красном острове или приход к нему братии. В 1518 году, как следует из Жития, иноки под руководством Кирилла уже срубили две деревянные церкви (Воскресенскую и Одигитриевскую) и поставили кельи.
Первое время жизнь монахов была сурова и исполнена опасностей. Помимо обычных трудностей, сопутствующих устроению обители, инокам досаждали разбойники, которые считали эти пустынные места чуть не своей вотчиной. Однажды они унесли с монастырской звонницы колокол, но заблудились и случайно «набрели» на прп. Кирилла. Тот сурово отчитал их, сказав, что «вор не бывает богат, а бывает горбат», а потом накормил и отпустил с миром.
Для братии преподобный Кирилл Новоеозерский служил примером во всем. Он трудился больше, а отдыхал меньше всех, ходил в старой одежде, босой (даже зимой) и непрестанно пребывал в молитве. Слава о нем как о чудотворце вскоре облетела все окрестности, а однажды, как рассказывается в Житии, Кирилл исцелил некоего князя, что послужило к немалой пользе обители: исцеленный повелел выдавать монахам ежегодно сорок мер ржи и вдобавок постного масла и соли в потребном количестве. Присутствует в Житии и традиционный «евхаристический сюжет»: ученик преподобного Дионисий увидел, как вместе со святым Кириллом служит литургию неведомый диакон, вдруг затем исчезнувший.
Скончался прп. Кирилл 4/17 февраля 1532 года, перед смертью предсказав «беды великие и мятеж» в Русской земле. «Но, — прибавил он, — царство наше будет умирено и устроено Богом».
Прославление Кирилла Новоеозерского
После кончины прп. Кирилл не оставил своим попечением основанного им монастыря. То один, то другой из братии рассказывал, что ему довелось получить несомненную помощь от покойного игумена. Наиболее яркие случаи были зафиксированы в монастырских документах. Так, однажды прп. Кирилл исцелил инока Макария. Этот монах, как рассказывается, был едва ли не самой паршивой овцой в новоезерском стаде: роптал, скандалил, сеял смуту. И в какой-то момент немирные свойства его характера переросли в настоящее душевное заболевание. Макарий не мог ни есть, ни спать, а когда братия привели его к гробу преподобного, он повалился возле него в корчах. Не без усилий монахи положили Макария на гроб Кирилла, и через несколько мгновений он уже был совершенно здоров.
Со всем тем, почитание Кирилла довольно долго оставалось неофициальным. Только в 1649 году, по миновании всех общерусских бедствий, предсказанных старцем перед смертью, были обретены его мощи; вскоре состоялась и канонизация.
Обретение мощей произошло при рытье котлована под каменный Воскресенский храм, строившийся иждивением боярина Бориса Морозова, который питал особую любовь к прп. Кириллу. Мощи положили в Кирилловском приделе новопостроенной церкви.
Жизнь Новоезерского монастыря
Дореволюционная судьба обители Кирилла Новоезерского была вполне благополучна. Богатые и знатные благотворители не оставляли ее своим попечением. В 1685 году на средства царевны Софьи Алексеевны в монастыре возвели теплую каменную церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом Алексия человека Божия и трапезной. Праздник св. Алексия вообще имел особое значение в монастырской жизни. Ежегодно в этот день под стенами обители открывалась Алексеевская ярмарка, которая своей шумливой разгульностью хотя и не соответствовала монашескому духу, однако ж приносила монастырю хороший доход. Потому, когда в 1892 году вышло распоряжение переместить торг в Белозерск, монастырское начальство было недовольно этим.
Наивысшего расцвета Новоезерская обитель достигла при 36-летнем настоятельстве архимандрита Феофана (Соколова), назначенного сюда в 1793 году. До того в течение нескольких десятилетий монастырь влачил скудное существование на третьеклассном содержании, положенном ему Екатериной II. Материальной скудости сопутствовал и упадок духовной жизни. Но архимандрит Феофан благоустроил Новоезерский монастырь во всех отношениях. С. П. Шевырев писал о настоятеле: «Здесь (в монастыре. — Прим, ред.) память его священна. На его гробнице горят неугасимые лампады и поются почти ежедневные панихиды. Иноки помнят его испытующий взор, и хранят и читают житие его. Он был южного воспитания. В духовном образовании его участвовал Паисий Величковский, распространитель иноческой жизни в странах Молдавских. Общежительный устав был введен Феофаном в этот монастырь во всей его строгости. При нем обитель славилась своим гостеприимством. Много добра творил он в местах окрестных, и бедные находили всегда здесь приют».
Новоезерский монастырь колония особого режима
В феврале 1919 года новая власть распорядилась вскрыть мощи прп. Кирилла, но после того они оставались на своем месте до 1928 года, когда монастырь закрыли. С этих пор о судьбе их нет сведений. Монахи разошлись по окрестным деревням, многие впоследствии были репрессированы, а в стенах обители, как будто нарочно предназначенных своей неприступностью для устройства тюрьмы, разместили колонию для политических заключенных, просуществовавшую до 1953 года. Впоследствии здесь была обычная тюрьма (послужившая декорациями к фильму Василия Шукшина «Калина красная»), а с 1997 года бывший Новоезерский монастырь перепрофилировали в тюрьму для заключенных, отбывающих пожизненное тюремное заключение.