Проекты Никольского Морского собора Кронштадта

Несостоявшиеся проекты Никольского Морского собора Кронштадта
Первый проект Никольского Морского собора Кронштадта был подготовлен еще в 1896 году инженером В. Шаверновским. Дальше идеи этот проект не пошел, и деталей его не сохранилось. Настоящая подготовка началась годом позже, объявили сразу два конкурса на проект собора — один исходил от Морского технического комитета, другой — от Комитета по сбору и хранению пожертвований.
К тому времени уже провели геологическое и гидрологическое исследования грунта под Якорной площадью, показавшие, что это место вполне подходит для возведения гигантской постройки. Ажиотажа среди архитекторов конкурсы не вызвали — задание оказалось столь сложным, что оба конкурса собрали в общей сложности всего четыре заявки, ни одна из которых не была принята. Правда, проект академика архитектуры В. Суслова отметили премией, однако это не значило, что он принят в качестве рабочего. Суслов предполагал строить храм в неорусском стиле, чем-то напоминающий петербургский Храм-на-Крови.
Увидев, что конкурсы не принесли желаемого результата, Н. И. Казнаков с позволения великого князя Алексея Александровича поручил работу над проектом собора академику архитектуры А. Томишко. Тот предложил Морской Никольский храм тоже в неорусском стиле — с массивным центральным куполом и четырьмя малыми куполами, ориентированными по сторонам света. Проект этот понравился царю и все-таки был отклонен — по причине несоответствия заявленным условиям.
Морской Никольский собор в русско-византийском стиле

Наконец, уже в 1900 году, Комитет выбрал нового исполнителя проекта — им оказался будущий директор Института гражданских инженеров В. Косяков.
Василий Антонович, предпочитавший строить храмы в русско-византийском стиле, решил не гнаться за оригинальностью, а взять за основу константинопольский Софийский собор, бывший в то время мечетью в столице Османской империи. Архитектор съездил в Стамбул, чтобы в подробностях рассмотреть знаменитый шедевр, а заодно и многие образцы местной архитектуры, которая тоже вся «вышла» из старого Софийского храма.
Косяковский проект для Кронштадта получился очень «классическим», его можно назвать лучшей иллюстрацией византийского стиля. Вместе с тем, храм далеко не является простой копией, а за прошедшее с его постройки столетие и вовсе превратился в один из символов отечественного зодчества, что лишний раз свидетельствует о его оригинальности. Особенную необычность Никольскому собору придали скрывающиеся в абрисе, но заметные при приближении многочисленные морские элементы в оформлении — конечно, начисто отсутствовавшие в константинопольском Софийском соборе.