Протопресвитер Георгий Шавельский главный военный священник России

Протопресвитер Георгий Шавельский был частым собеседником отца Иоанна Кронштадтского.
Достопамятным июньским днем 10 июня 1913 года отец Георгий Шавельский возглавил целую армию духовенства, служившую на освящении Морского собора Кронштадта. Присутствовали при сем император Николай II, великий князь Кирилл Владимирович (сам однажды едва не погибший в одном из морских сражений) и весь цвет русского флота.
Отец Георгий Шавельский занимал почетную и трудную должность — главы военного и морского духовенства. По сути, он являлся главным военным священником России.
Будущий протопресвитер Георгий Шавельский родился в 1871 году в Витебской губернии, учился в Витебске и первые десять лет своего пастырского пути провел в небольших селах родного края. Его жена умерла в родах, оставив ему единственную дочь. Со временем активному молодому священнику стало тесно в сельской обстановке, и он отправился в Петербург, где получил степень кандидата богословия. Образование открывало ему путь к служению в столичных храмах. Отец Георгий получил место в Суворово-Кончанской церкви Александра Невского при Николаевской академии Генерального штаба — храме, который когда-то великий генералиссимус построил в своем имении и который позже перенесли в столицу. Так батюшка оказался связан с русской армией. Во время своего настоятельства в Суворовской церкви он познакомился и достаточно близко сошелся с отцом Иоанном Кронштадтским.
В 1904 году отец Георгий участвовал в русско-японской войне, получил контузию. Вскоре его назначили главным полевым священником 1-й Маньчжурской армии, возведя при этом в сан протоиерея. Он получил широкую известность в военных кругах и в 1911 году стал протопресвитером военного и морского духовенства.
Во время Первой мировой войны отец Георгий руководил несколькими тысячами военных священников и сам нередко выезжал на фронт. К концу войны влияние батюшки столь возросло, что о нем стали говорить как о претенденте на Петроградскую архиерейскую кафедру. Но случилась революция, и ситуация изменилась коренным образом. Осенью 1918 года отца Георгия как «царского сатрапа» заочно приговорили к расстрелу и должны были задержать со дня на день. Кто-то предупредил священника об этом, и он успел скрыться, отправившись в Киев, а позже — далее на юг, на территорию, контролируемую Добровольческой белой армией, в которой и продолжил свои пастырские труды.
Длилось это недолго. Вскоре отца Георгий Шавельский обвинили в приверженности идеям экуменизма и принадлежности к масонству. В середине 1920 года, после отстранения от занимаемой им должности, он эмигрировал в Болгарию.
Слова об экуменизме оказались не пустыми, в эмиграции отец Георгий выступил с соответствующими речами, в которых призывал к сближению разных Церквей, а это совершенно противоречило официальной позиции только что образованной Русской Церкви Заграницей (РПЦЗ). Кончилось тем, что в 1926 году бывший главный воинский батюшка России вышел из состава РПЦЗ и стал священником Болгарской Православной Церкви, в которой и пребывал до конца своей жизни.
По завершении Второй мировой войны и восстановлении в России патриаршества у отца Георгия имелась возможность вернуться на родину (впрочем, последствия такого шага, если бы он был сделан, сейчас предугадать трудно). Патриарх Алексий I (Симанский) приглашал его стать профессором Московской духовной академии и даже получил согласие, однако позже отец Георгий это согласие отозвал — по не вполне понятным причинам.
Георгий Шавельский выдающаяся личность Санкт-Петербурга, он скончался в 1951 году в Софии.