Регламенты и цензура в правление Николая I

Среди курьезов регламентов николаевской поры, были и такие: мундиры полагались не только чиновникам, но даже их женам. В правление Николая I даже у придворных фрейлин появились особые «форменные» платья, в которых они обязаны были появляться на официальных приемах. Это время правил, регламентов, запретов и ограничений, время, когда «бумажка погоняла бумажкой» было сатирически высмеяно и Николаем Васильевичем Гоголем («Петербургские повести»), и Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным («История одного города»).

Но еще это время было временем утверждения величия Российского государства. Конечно, пик его уже был пройден в 1815 году, когда Россия, разгромив Наполеона окончательно, буквально устанавливала новый мировой порядок, возвращала троны их бывшим владельцам, и когда император Александр I вызывал полное и безоговорочное восхищение всей Европы.

1830-1840-е годы были годами силы. До провальной Крымской кампании, которая покажет полную несостоятельность русской армии, было еще далеко. Император Николай I чувствовал себя властителем поистине мировой державы.

Но что же происходило в России? Мы уже отметили, что любое вольнодумство подавлялось. Любая «странность» и «непохожесть» были категорически неприемлемы. С другой стороны, император всячески поощрял русский язык и требовал, чтобы при дворе говорили исключительно по-русски, хотя кое-кто из придворных и вовсе не знал русского языка, или, например, говорить по-русски мог, а писать - нет. При всем этом в России началось царство цензуры. Николай I лично выступил цензором Пушкина. Другим писателям или журналистам приходилось еще хуже. Цензурный устав носил название «чугунного». Сами цензоры порой не знали, что можно выпустить в печать, а что нельзя.

Последовательно во время правления Николая I ссылались на Кавказ или арестовывались поэты, закрывались журналы, преследовались вольнодумцы Петр Чаадаев и Николай Надеждин, к постановке в театрах был запрещен Фридрих Шиллер, проблемы с постановками были и у Александра Островского. Был отдан под надзор полиции профессор Михаил Погодин. Но в то же самое время император покровительствовал Пушкину, Гоголь читал ему «Мертвые души», и обоих Николай I финансировал. Император высоко оценивал творчество молодого Льва Толстого, разрешил к печати гоголевского «Ревизора» и весьма ценил «Героя нашего времени» Лермонтова.


Саша Митрахович 10.04.2019 08:17
Загрузка...

Читать предыдущую статью

Николай I Жандарм Европы

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча