Род Юсуповых

Юсуповы, одна из богатейших и знатнейших княжеских фамилий, стали предметом разнообразных толков задолго до революции; род очевидным образом клонился к закату. Наследников не было; «нравственная» жизнь последних его отпрысков вызывала массу вопросов. В 1917 году началась эмигрантская одиссея Юсуповых, в мгновение ока потерявших почти все свои богатства.
Уже в середине XIX века над древним семейством Юсуповых нависла угроза конца. Бог перестал давать им мальчиков. Зато давал дочерей. Князю Николаю Юсупову пришлось положить немало усилий, чтобы в обход закона передать свой титул дочери — в целях сохранения рода. Та вышла замуж за Феликса Сумарокова-Эльстона, будущего главного начальника Московского военного округа. Особым императорским указом ему было дозволено взять себе княжеский титул и фамилию Юсупов. У супругов родилось двое сыновей. Увы, оба вели достаточно скандальный образ жизни. Старший погиб на дуэли, после чего младший — Феликс (1887 года рождения) — остался единственным наследником.
Карнавал
Жизнь Феликса Феликсовича Юсупова напоминала приключенческий сериал. Он получил высшее образование за границей — в Оксфорде. В России возглавлял Первый русский автомобильный клуб. Обожал участвовать в сомнительных развлечениях с переодеваниями в женское платье и появлением в таком виде в общественных местах. Для пущего «смеха» молодой человек в таком виде даже выступал в кабаре!
Скандальная репутация юного князя не помешала ему жениться на племяннице императора Николая II княжне Ирине Александровне Романовой. Молодожены отправились в свадебное путешествие, и тут началась Первая мировая война. Кайзер Вильгельм II пытался задержать супругов в Германии, но тем удалось вернуться на родину.
Здесь у них родилась дочь Ирина, здесь Феликс стал одним из организаторов получившего огромный резонанс убийства Григория Распутина в фамильном дворце Юсуповых на Мойке. Князя тогда выслали в одно из отцовских имений в Курской губернии под надзор полиции.
После большевистского восстания Юсупов вместе с семьей перебрался в Крым. Весной 1919 года он покинул Россию на борту британского линкора «Мальборо».
Юсуповы в эмиграции
Некоторое время Юсуповы жили на Мальте, потом переехали в Лондон, потом — в Париж. Они продали часть фамильных драгоценностей (позже им пришлось расстаться даже с легендарной жемчужиной «Пеле-грина»), а также кое-что из своей коллекции произведений искусства, — на вырученные деньги удалось приобрести особняк.
Попытались открыть собственный дом моды, но предприниматели оказались из них никудышние. Не заработав на модной одежде, Юсуповы сумели заработать на другом. В 1932 году они выставили иск голливудской киностудии «Метро-Голдвин-Майер» за фильм «Распутин и императрица». Из киноленты следовало, что жена Юсупова состояла в любовной связи со знаменитым Григорием Распутиным, которого почитала императрица Александра Федоровна. Доказав, что ничего подобного в действительности не было, Юсуповы получили от Голливуда весьма круглую сумму, а в мире кино общим местом после этого стало упоминание о вымышленности героев фильмов и случайности их сходства с реальными лицами, если даже последнее кажется кому-то неоспоримым.

Когда началась Вторая мировая война, Ф. Ф. Юсупов наотрез отказался поддерживать нацистов, а такие предложения от немцев к нему поступали. Следующие почти четверть века Юсуповы жили тихо и очень скромно. Правда, незадолго до своей смерти последний из князей Юсуповых снова всех удивил, неожиданно усыновив 18-летнего мексиканского юношу по имени Виктор Контрерас.
Скончался Феликс Феликсович Юсупов в Париже в 1967 году, в восьмидесятилетием возрасте. Ирина Александровна пережила своего мужа на три года. Похоронили их на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Потомки Феликса Юсупова
Феликс Юсупов стал последним из князей Юсуповых. Дальше в роду появлялись только девочки. И сейчас наследниками Юсуповых являются внучка Феликса Феликсовича — Ксения Сфири, ее дочь и две внучки. Живут они в Греции.
Ксения Сфири часто бывает в России. Специальным указом Президента РФ ей выдали российский паспорт. Между прочим, ее дедушка с бабушкой прожили свою эмигрантскую жизнь так называемыми апатридами — лицами без гражданства и подданства. И бережно хранили свои русские паспорта.
В одном из интервью Ксения Сфири сказала:
«Когда я впервые приехала в Петербург, то была потрясена красотой этого города, где родились и жили мои родители. В моей душе проснулось дремавшее в ней горячее чувство патриотизма, любви к родине, которой пришлось пережить нелегкие времена. Мне тоже хочется внести свой вклад в строительство новой России, помочь возрождению русской духовности и культуры. Думаю, что это невозможно без нас, представителей самых древних русских фамилий, ведь мы — частица России. Нас осталось мало, среди Юсуповых — только я одна и моя дочь, но кое-что сделать для своей родины мы можем».