Роговский погром в Кузнецке 1919 года

Роговский погром в Кузнецке - три страшных дня

В декабре 1919 года в Кузнецке произошла трагедия. В ночь на 2 декабря восстали солдаты Кузнецкого гарнизона (по большей части, местные уроженцы), узнавшие, что офицеры собираются их увести из родных мест на соединение с основными колчаковскими силами. Они убили почти всех офицеров (лишь единицам удалось скрыться), открыли двери городской тюрьмы и позвали «на помощь» партизанский отряд анархиста Г. Рогова.

Базарная площадь Кузнецка на дореволюционной фотографии. Слева — дом Акулова, в котором в декабре 1919 года устроил свой штаб Григорий Рогов.12 декабря двухтысячный отряд Рогова вступил в Кузнецк. Три дня длилась вакханалия — партизаны с корнем вырывали «контрреволюцию». К дому Акулова на Базарной площади, где поселился командир отряда, десятками сгоняли всех тех, кто был замечен в приверженности к прежнему режиму, кто служил при Колчаке, — купцов, лавочников, священников, милиционеров... Тутже творилась расправа.

Впрочем, и не только тут — партизаны устраивали самочинные казни по всему городу, не брезгая при этом массовыми реквизициями. Но даже и тем, кто вытянул счастливый билет на суде у Рогова, жизнь вовсе не гарантировалась. Так, командир партизан отпустил на все четыре стороны настоятеля Одигитриевской церкви протоиерея Николая Рудичева, но, не успев отойти от дома, он был зарублен пьяными роговцами.

На второй день запылали все храмы Кузнецка — собор, Одигитриевская церковь, Успенская кладбищенская церковь, Ильинский храм в тюремном замке. Последние три храма так и не смогли оправиться после роговского погрома, богослужения в них уже не возобновлялись.

А в Спасо-Преображенском соборе происходили вещи совсем дикие. По воспоминаниям современников, в храм роговцы въехали на конях и тут же принялись вершить революционный суд.

В 1926 году Кузнецк посетил писатель В. Зазубрин, написавший после этого очерк «Неезженными дорогами».

«Меня интересует двухэтажный собор. Он, как и все церкви Кузнецка, сожжен Роговым. Недавно верующие восстановили нижний этаж и в нем служат. Сторож охотно провожает меня по церкви. Я медленно иду по рубчатым, черно-рыжим, чугунным плитам. Мне кажется, что я иду по запекшейся, заржавевшей крови. Сюда в девятнадцатом году роговцы согнали „буржуев, попов и прочих паразитов“ и здесь „казнили“ их четвертованием, жгли. Здесь, в алтаре, на престоле, была разложена и изнасилована толстая купчиха Акулова. Изнасиловав Акулову, роговцы воткнули ей в живот зажженную рублевую свечу. Потом собор, заваленный трупами убитых и недобитых купцов и попов, зажгли. От собора остались стены. Колокола свалились с колокольни, расплавились, полопались, как яичная скорлупа...»

История Новокузнецка.


Саша Митрахович 27.11.2017 07:48
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча