Русский ампир в архитектуре

На фото: Образец русского ампира - Нарвские триумфальные ворота, выстроенные в Санкт-Петербурге в 1827-1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года.
Стиль ампир в русской архитектуре распространился в первой половине XIX века. Возникший во Франции как отголосок позднего классицизма, воспроизводящего формы древнегреческой и древнеримской архитектуры, он отражал торжественность и пафос эпохи Наполеона.
Амбициозный император Бонапарт питал слабость к грандиозным постройкам, олицетворявшим (подобно триумфальным аркам древности) его победы, и был щедр к архитекторам, разделявшим его мнение. Так родился стиль ампир, само название которого происходит от слова «империя» - великолепный, симметричный и несколько театральный.
Благодаря французской моде, охватившей в начале XIX столетия всю Европу, он распространился не только на архитектуру, но и на скульптуру, живопись, интерьер и даже женские наряды.
Ампир в России
Россия в данном случае не стала исключением: до войны 1812 года знатная публика восхищалась эффектной иноземной новинкой, а после победы над французами стала ассоциировать ампир со славой русского оружия.
Став, таким образом, официальным стилем эпохи Александра I, стиль ампир нашел отражение как в столичной архитектуре, так и в провинциальной. Теперь портики, колонны и бельведеры можно было лицезреть не только на петербургских дворцах, - внимательный путешественник мог заметить их и в губернских и уездных городах: в декоре общественных зданий, дворянских и купеческих особняков, а также новых храмов.