Село Дунилово Ивановская область Шуйский район

Село Дунилово Ивановская область Шуйский район

На фото: В туманном далеке ярко сияют новой синькой и позолотой главки Успенского храма одноименного монастыря. Ближе — внушительный Благовещенский храм с шатровой колокольней и почти незаметная на его фоне маленькая белая Казанская церковь.

Дунилово и Горицы

Панорама «слитных» сел Дунилова и Гориц действительно впечатляет. Конечно, наиболее яркими впечатления будут, если посчастливится с погодой, но и родной среднерусский дождичек не помеха. Так, может, даже и «атмосфернее» во всех смыслах получится. Вот у нас, во всяком случае, получилось именно так, и — не жалеем.

В. А. Борисов рассказывает об интересующей нас местности:

«Дунилово, по наружному устройству и местоположению своему, весьма хорошее село. Вид его, особенно с западной стороны, из-за реки Тезы, поразительный. В наружном и внутреннем устройстве его явно выражается старина. Некоторые высокие, на подклетах, домы украшены необыкновенною в настоящее время резьбою (коньки и окна). Название Дунилова старожилы производят от слова „дуб“ и называют его иначе Дубниловым. В подтверждение сего говорят, что оно построено на месте, где рос дубовый лес. Действительно, и доселе находят много дубовых деревьев в реке Тезе. А некоторые говорят, что на месте села Дунилова стоял некогда идол Дубнило. Таковы предания и басни дуниловцев!.. На правом берегу реки Тезы, напротив Дунилова, на прекрасном и возвышенном месте, находится село Горицы. По местоположению оно и носит свое название. Верхняя часть села, на которой красуются каменные храмы Божии, обведенные каменною обширною оградою, пленительна...»

Крестовоздвиженская церковь на торговой площади Дунилова.Именно обилие церквей поражает путника, остановившегося у моста через речку Тезу и имеющего возможность, таким образом, созерцать одновременно Дунилово и Горицы. Впереди, несколько левее, виден ансамбль Успенского женского монастыря с доминирующей в нем церковью Успения Божией Матери (1819) — выразительным памятником классицистической архитектуры, решенным как «ротонда на четверике». Успенский монастырь существовал в Дунилове с конца XVII века, будучи основан владельцем села боярином Федором Лопухиным, отцом «опальной» царицы Евдокии. Самостоятельно обитель существовала недолго: в 1725 году ее приписали к Архангельскому монастырю Юрьева-Польского, затем — к Николо-Шартомскому монастырю. А в 1764 году и вовсе упразднили, передав все имущество соседнему Благовещенскому монастырю. Каменное строительство на территории бывшего монастыря относится, таким образом, уже к приходской эпохе. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» упоминает, что приход Успенской церкви был единоверческим. Сейчас монастырь возрождается как женский.

Благовещенский же монастырь, расположенный буквально в двух шагах, ближе к мосту через Тезу, теперь, напротив, приписан к Успенскому (к нему же приписан и комплекс Покровской и Всехсвятской церквей XVII—XIX веков). А на деле — он гораздо старше его. Хотя документов, где указывалось бы время его основания, не сохранилось, но уже одно то, что его соборный храм был освящен в 1675 году, кое-что значит. В 1764 году монастырь прекратил свое существование, обратившись в приход. А прихожане уже в 1888 году построили рядом с холодной Благовещенской церковью теплую — в честь любимой всеми Казанской иконы Божией Матери. Согласно «Историко-статистическому описанию», в Благовещенской церкви хранились небезынтересные древности — в частности, «медное с двуглавым орлом паникадило», вложенное бессчастной Евдокией Лопухиной (монахиней Еленой). Приход составляли 452 двора с более чем 3000 душ обоего пола.

К Благовещенскому храму, по тому же «Описанию», была приписана Крестовоздвиженская церковь на торговой площади села (почти у самого моста), воздвигнутая в 1821 году «из каменной часовни, сооруженной по случаю холеры, свирепствовавшей в селе в 1654 году. В 1870 году церковь была расширена на средства купца Балина. Колокольня при церкви построена в 1867 году, а ограда — в 1871 году, средствами того же купца Балина».

Обратим теперь взгляд за реку, где друг подле друга стоят два изящных образчика отечественной архитектуры — церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1762 года постройки (холодная, побольше) и церковь Вознесения Господня 1800 года (теплая, поменьше).

Комплекс церквей Рождества Богородицы и Вознесения Господня (Горицы).

Горицы имеют происхождение весьма древнее, едва ли уступая Введенью и Пупкам. На своем веку селу пришлось пережить немало превратностей, в особенности же оно пострадало от «нашествия Литовцев», душераздирающий рассказ о чем донесла до нас «допросная сказка» 1616 года. «В 124 году, перед Николиным днем, зимним, за неделю, — эпически начинается эта «сказка», — пан Лисовский шел со многими Литовскими людьми и Русскими воры от Костромы и стоял в селе Горицах два дни». А стояли так: «Из житницы боярской хлеб вытравили, и животину всякую приели, и крестьян в Горицах и в деревнях многих присекли, и недорослей многих в полон поймали, и крестьянские лошади пограбили, и хлеб и сено потравили, и животы, остатки крестьянские, пограбили, и дворы крестьянские пожгли...»

Вернемся, однако, к нашим храмам. В главном из них, Богородице-Рождественском, как следует из «Историко-статистического описания», хранилась до революции «древняя, особенно чтимая прихожанами, икона Рождества Пресвятыя Богородицы, по преданию, писанная с подлинника, находящегося в Переславском (Залесском) Горицком монастыре». Из иных здешних достопамятностей несомненный интерес представляла бархатная священническая риза — вклад архиепископа Нижегородского Питирима (1665—1738), объясняемый довольно просто: преосвященнейший появился на свет в Горицах (в старообрядческой, между прочим, семье).

К концу XIX века в приходе Богородицко-Рождественской церкви числилось 145 дворов и около тысячи душ обоего пола. Сейчас храм действует, будучи приписан к дуниловскому Успенскому монастырю.


Саша Митрахович 09.08.2017 20:14
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча