Село Федоровское Московская область

Село Федоровское известно еще с эпохи Средневековья. До 1634 года оно находилось в государевой казне, а затем было продано окольничему Василию Ивановичу Стрешневу. Поселенее тогда было небольшим, в четыре двора.
Василий Иванович Стрешнев распоряжался Федоровским около четверти века, но 30 марта 1658 года перепродал его князю Степану Никитичу Шаховскому. В «довесок» к Федоровскому шли другие населенные пункты стрешневской вотчины: села Андреевское и Белая Колпь с тянувшимися к ним деревнями. С тех пор на двести лет Федоровское становится владением князей рода Шаховских.
За Шаховскими
После смерти Степана Никитича вотчина в Федоровском перешла по наследству его сыновьям Ивану, стольнику, участвовавшему в знаменитой «Нарвской конфузии» 1700 года и умершему от ран, полученных в этом сражении, а затем Тимофею, приближенному Ивана V Алексеевича. При них, в 1699 году, была построена церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Через девять лет уже следующий наследник князь Алексей Иванович Шаховской — будущий статский советник, а тогда молодой человек двадцати одного года от роду — возвел рядом с Владимирской церковь во имя святителя Николая Чудотворца.
От тех давних, допетровских и петровских, времен ничего не дошло. Остатки ансамбля и ландшафтной планировки усадьбы — правда, в существенно измененном виде — восходят ко второй половине XVIII столетия. До нашего времени сохранилась центральная часть усадьбы: главный дом постройки последнего десятилетия XVIII века, два флигеля из четырех, церковь и отдельные деревья, напоминающие о старом парке.
К началу XX века относится здание амбара. Согласно семейному преданию, в 1918 году именно в нем восставшие крестьяне заточили последнего владельца усадьбы Александра Александровича Эйлера, освободить которого удалось только после вмешательства Н. К. Крупской, перед которой ходатайствовала дочь Александра Александровича, известный детский врач.
Историк архитектуры Е. Н. Подъяпольская свидетельствует, что принцип общей свободной планировки усадьбы и выделения хозяйственной зоны сочетается в ней с четкой регулярной организацией жилого комплекса. Последний имеет редкую для Подмосковья центрическую композицию, когда флигели помещаются по углам очерченного вокруг дома планового квадрата. Однако идея центричности проведена недостаточно последовательно, поскольку не распространяется на конфигурацию и внутреннюю структуру зданий. Жесткий геометризм композиции сильно смягчен рельефом местности. Старая подъездная дорога, перпендикулярная основной оси комплекса, отделяет парадный двор от церкви. Близость храма к жилью восходит к традиции допетровского времени и, возможно, свидетельствует о создании существующей усадьбы на месте более ранней.
Усадьба

Двухэтажный с подвалом дом сложен из кирпича. Строгие и сдержанные архитектурные формы здания отражают последний этап в развитии классицизма XVIII века. Компактный прямоугольный корпус имеет выраженную продольную ось, определившую коридорную планировку обоих этажей и характер торцевых фасадов с фронтонами. Торец, обращенный к парадному входу, некогда украшал небольшой портик с каменной лестницей и террасой наверху. На боковом южном фасаде заметны следы балкона.
Основным средством художественной выразительности здания служит цветовой контраст стен красного кирпича с деталями из белого камня. Планировка дома со временем частично менялась. Видимо, сильно изменена она будет и сейчас, после капитальной реставрации. В подвалах и двух помещениях первого этажа сохранились сводчатые перекрытия.
Одноэтажные флигели поставлены на полуподвале, который по условиям рельефа в одном из них превращается в подклет. Нарядная архитектура зданий стиля зрелого классицизма с палладианскими мотивами. В разработке фасадов использованы пилястровые портики с фронтонами, медальоны, трехчастные окна. Красивы кирпичные оштукатуренные карнизы хорошего рисунка. Окна преимущественно были ложными с нарисованной в нишах столяркой, впоследствии часть из них превращена в световые.
На северной окраине усадьбы, в удалении от жилья находится хозяйственный корпус, датируемый в широких границах второй половины XVIII века. Длинное одноэтажное здание из кирпича с симметричной структурой и характером обработки фасадов связано с архитектурой классицизма. Крепованную среднюю треть продольных стен прорезает несколько ворот в обрамлении плоской аркады, которая могла завершаться фронтоном. Боковые участки стен и торцы корпуса оживляют ниши ложных окон с рамочными наличниками.
Деревянный амбар, не связанный с исторической планировкой усадьбы, поставлен в ее центральной части, как мы уже говорили, в начале XX века. Бревенчатый на каменных и деревянных столбах, он покрыт вальмовой щеповой кровлей с навесом над крыльцом-галереей в торце здания. Несколько перерубов образуют секционную планировку с центральным проходом и сусеками по сторонам. Представитель исчезающего типа, связанного с народным зодчеством, амбар не имеет известных аналогий в Подмосковье, что определяет его особую историко-архитектурную значимость.
Усадебный храм

Наиболее интересной постройкой усадьбы искусствоведами признается, конечно же, храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», сооруженный в 1760-х годах силами крепостных по заказу П. А. Шаховского (1724—1791). Имя зодчего, создавшего проект, остается неизвестным. Предполагается, что изначальная церковь имела четырехлепестковую структуру.
У таких храмов план образован полукружиями, примыкающими с севера, юга, запада и востока к сторонам квадрата в центре. Примечательно, что один из приделов был освящен во имя Николая Угодника, повторяя посвящение предыдущего федоровского храма.

В 1797 году Федоровское пережило крестьянские волнения. В конце весны, когда полным ходом шли полевые работы, крепостные потребовали их перевода с барщины на оброк: «Собравшись к господскому дому человек до ста, с великим шумом кричали и делали... своему господину всякие грубости... грозили его изувечить». Интересно, что тогдашний настоятель Скорбященского храма поддержал требования крестьян. Помещик попытался справиться своими силами и сумел схватить семерых зачинщиков, но бунтовщики их отбили. Волнения удалось успокоить только с помощью присланного в село военного отряда.
За Эйлерами
К потомкам выдающегося ученого-математика, который обосновался в России и умер в Петербурге, Федоровское перешло после женитьбы Александра Александровича Эйлера (1819—1872) на Надежде Васильчиковой (1830—1876), дочери Николая Васильевича Васильчикова и Марии Васильевны Шаховской. Часть надгробия первого владельца села из рода Эйлеров была обнаружена в 2015 году близ Скорбященской церкви его правнучкой Еленой Барановой.
При Эйлерах вместо старой и, видимо, обветшавшей колокольни усадебного храма возвели новую, сохранившуюся до наших дней. Ее построили в 1894 году по проекту московского архитектора Родионова. Заказчиком колокольни выступил сын «первого» Эйлера, тоже Александр Александрович (1855—1920), юрист, предводитель дворянства Волоколамского уезда.
Село Федоровское принадлежало Эйлерам до революции.