Севастополь Площадь Нахимова памятник адмиралу Нахимову и Графская пристань

Площадь Нахимова в Севастополе украшает, что естественно, памятник великому русскому адмиралу Нахимову.

Непростой судьбы монумент. Установили его в 1898 году по проекту И. Шредера и А. Бильдерлинга. Простоял он ровно 30 лет, а потом о нем «вспомнили» во исполнение декрета о сносе памятников царям и «их слугам». В последние и был записан верный слуга русского народа адмирал Павел Степанович Нахимов, которого солдаты и матросы Севастополя звали «отцом-благодетелем». Интересно, многие ли исполнители декрета могли похвастаться подобным же отношением к ним подчиненных?
Нахимова убрали, постамент оставили, а через четыре года — не пропадать же пьедесталу! — водрузили на него статую Ленина. Барельефы, изображающие события времен Синопа и Крымской войны вкупе с фигурой вождя смотрелись странновато. Проблему решили просто — в композицию добавили... красноармейца и краснофлотца. Дикая эклектика простояла до Великой Отечественной войны, когда захватившие город немцы скульптурного Ленина ликвидировали.
После войны на место ростовой статуи основателя СССР водрузили его же бюст, но в 1959 году Ленин «переехал» на Синопский спуск. Дело в том, что Нахимов уже не числился в «царских прислужниках», а орденом его имени пятнадцать лет как награждали морских офицеров. Памятник адмиралу восстановили — однако с одним «но». Если до 1928 года Нахимов был обращен лицом к Графской пристани, то теперь его повернули к городу. К кораблям флота и Малахову кургану, который адмирал защищал до самой своей гибели, он оказался спиной.
Графская пристань

Сама же Графская пристань — ныне один из известнейших памятников архитектуры Севастополя — появилась в 1783 году как обычный деревянный причал для шлюпок. Через четыре года, к приезду императрицы Екатерины II, деревянные ступени заменили на каменные. Называлась пристань, естественно, Екатерининской. Но, поскольку в XVIII веке вела она прямиком к флотскому штабу, причаливать к ней могли лишь начальственные особы. В том числе тогдашний командующий севастопольской эскадрой граф М. Войнович — катер регулярно привозил его на службу с хутора на Северной стороне.
Так и повелось с тех пор — Графская пристань. Официальное название мало кто употреблял. В 1846 году пристань получила новое значение и новый вид — она стала парадными морскими воротами Севастополя, украсилась сдвоенной колоннадой и знаменитыми мраморными львами. Памятник архитектуры получал повреждения и в Крымскую, и в Великую Отечественную войну, лишился исторического названия (в советское время — пристань III Интернационала). В конце 1960-х и в 1980-е годы разрушенное отремонтировали, а в 1990-е пристани вернули прежнее имя. Но — не «Екатерининская», а все-таки «Графская».