Сходненская чаша - Сходненский ковш

Сходненская чаша - один из самых значительных природных памятников Москвы, иначе называется Сходненским ковшом.
Это действительно чаша — огромная, площадью около 75 гектаров и глубиной до 40 метров, впадина, на дне которой вихляет в заболоченных берегах, поросших ракитником и осокой, обмелевшая речка Сходня. Странно представить сейчас, что именно неприметная ныне Сходня (Всходня) и послужила причиной образования Сходненского ковша. В послеледниковый период она, куда более полноводная, несла свои воды у верхней кромки обрыва чаши. Затем русло реки постепенно углублялось и отступало к югу, но еще в XIII веке Сходня являлась частью торгового пути, связывавшего нарождавшуюся тогда Москву с Владимиром и Суздалем. Из этой эпохи происходит и название речки. Суда поднимались (всходили) по ней вверх по течению до села Черкизова, затем волоком перетаскивались до Клязьмы. Обратный путь шел вниз по течению, т. е. ладьи «сходили» по реке.
Существуют относительно происхождения Сходненской чаши и местные предания (куда без них). Был де на месте впадины холм, на холме стоял храм (по другим версиям — монастырь). Однажды вечером к нему подошли путники и попросились на ночлег, однако их не пустили. Путники двинулись дальше, и в ближайшем лесу их ограбили разбойники. С досады они обругали храм, где их не приютили, и пожелали ему «провалиться сквозь землю». И он провалился вместе с холмом.
Растительный и животный мир Сходненской чаши по московским меркам весьма разнообразен. По склонам ее растут ясени, клены, березы; встречаются дубы и вязы.
Внизу, у реки, растительность соответствующая — рогоз, осока, хвощ, ивы и ракиты. В зарослях гнездится много птиц, в том числе варакушки, овсянки,соловьи;останавливаются во время перелетов утки и кулики. Прежде, еще в начале 2000-х годов, в Сходненской чаше можно было встретить зайцев, ласок, бекасов и луговых коньков, но в последнее время они почти исчезли. В этом обстоятельстве, судя по всему, повинны стаи бродячих собак, чрезвычайно размножившиеся именно в то время. Теперь собак стало гораздо меньше, и можно надеяться, что естественная фауна этого уголка Москвы (где о Москве минутами начисто забываешь) хотя бы отчасти восстановится.