Солигалич Костромская область достопримечательности

Солигалич Костромская область	 достопримечательности

Солигалич, Соли Галицкие, Соль у Галича — так в разные времена называлось поселение, расположенное на правом берегу реки Костромы, в окрестностях древнего города Галича. Солигалич возник при соляных варницах, в которых соль получали путем выпаривания из рассола, добываемого из колодцев. Время начала солеварения здесь неизвестно, промысел действовал до 1823 года.


История города уходит в XIV столетие. Возникновение Солигалича обычно связывают с Воскресенским, «что у Соли Галичской», монастырем. Последний, по более или менее достоверным сведениям монастырской летописи, был основан галичскими удельными князьями в 1330-е годы. Сохранилось предание, в соответствии с которым князь Галичский Федор Симеонович и игумен тамошнего Спасского монастыря Афанасий ночью, на Пасху, увидели на западе свет, склоняющийся к земле. Чуть позже в той же стороне князь наблюдал огненный столп. По совету игумена Федор Симеонович отправился к месту явлений. В лесу он встретил отшельника, который указал точное место чудесных явлений. Здесь князь повелел срубить церковь. Эта церковь дала начало монастырю.

Солеварение в Солигаличе приносило значительный доход, являясь важной составной частью экономики местного княжества. Уже в первой половине XIV века галичские земли были «прикуплены» Иваном Калитой и вошли в состав Московского княжества. Древнейшее упоминание солеварения на территории будущего Солигалича относится как раз к духовной грамоте Калиты и датируется 1332 годом. По духовной грамоте его внука, Дмитрия Донского, Соль Галичская была выделена из удела сына-наследника Юрия Дмитриевича, получившего Звенигород и Галич, и передана во владение великой княгине Евдокии (Ефросинии) в 1389 году.

В XV—XVI веках соляные варницы щедро даруются различным монастырям, в том числе и Троице-Сергиевой обители. В документах этого времени Солигалич не называется «городом», несмотря на наличие здесь крепости с рубежа XV—XVI веков.

Солигалич под защитой Макарьевского вала

Богоявленский храм Солигалича.

С начала XVII века Солигалич предстает уже полноправным городом в социально-экономическом понимании этого термина, и в 1609 году он становится даже центром воеводства. Его защищала дерево-земляная крепость, расположенная на противоположном от посада левом берегу реки Костромы и соединенная с ним мостом.

Земляные валы и рвы крепости, построенные в соответствии с требованиями военно-инженерного искусства XV—XVI веков можно видеть до сих пор. Крепость имеет в плане форму квадрата, периметр ее составляет около 405 метров. Высота валов достигает 4 метров. С севера, юга и востока перед валами был ров, современная глубина которого достигает 4 метров. С западной стороны вал примыкал к береговому откосу, и рва перед ним не было. Письменные источники сообщают, что по валу была построена деревянная стена с несколькими башнями, две из которых имели ворота и являлись проездными.

Предание приписывает некогда произошедшее спасение города чуду, явленному преподобным Макарием Унженским. С тех пор укрепления города стали называть «Макарьевским валом».

Обитель Воскресения Христова

Монастырь, давший начало Солигаличу, не действует уже 250 лет, после его упразднения по секуляризационной реформе императрицы Екатерины II в 1764 году. О некогда крупном духовном центре напоминают две каменные церкви — пустующие постройки, уцелевшие от монастырского ансамбля, который сложился в XVII веке.

Воскресенский храм бывшего Воскресенского монастыря в Солигаличе.На протяжении столетия соборная церковь обители, как и другие ее сооружения, была деревянной. Она неоднократно сгорала, отстраивалась заново, ветшала и выстраивалась вновь, пока срубную постройку не заменила кирпичная. Ныне существующий Воскресенский храм возведен в 1669 году солигаличским «подмастерьем» Гавриилом Антоновским на средства местных горожан Рыжовых, а также наборщика московского Печатного двора Коробова.

Через двенадцать лет, в 1681-м, по соседству с Воскресенской появляется теплая Богоявленская церковь. Ее зодчим стал Давыд Антоновский, сын Гавриила Антоновского. С упразднением монастыря литургическая жизнь в храмах не прекратилась, обе церкви действовали как приходские. Служба здесь продолжалась до конца 1920-х годов. Затем, на волне борьбы с религиозным «дурманом», храмы оказались закрыты, их приспособили под склады.

Осенью 2014 года в отношении Воскресенской церкви была проведена консервация: храм обзавелся временной защитной кровлей, кроме того укрепили и колокольню. До масштабной реставрации комплекса, в которой он так нуждается, дело пока не дошло.

Вокруг бывшего монастыря

В Солигаличе сохраняются некоторые дореволюционные постройки, имеющие богатую историю. Рядом с церквями упраздненного Воскресенского монастыря (ул. Набережная) находятся здания Духовного училища и Присутственных мест. Это одни из наиболее представительных и важных гражданских построек города.

Петропавловский храм в Солигаличе.Строительство Духовного училища по проекту И. И. Загоскина пришлось на начало 1880-х годов. Здание представляет собой образец стиля эклектики. Главный его фасад имеет симметричную композицию, разделенную рустованными лопатками. В училище размещались пять комнат для классов, библиотека, правление, учительская, раздевалка, комната для прислуги. В Духовном училище Солигалича в разные годы учились многие известные люди, в том числе церковный историк академик Е.Е. Голубинский и Экзарх Грузии Никон (Софийский).

Основной корпус здания Присутственных мест и два флигеля рядом с ним были построены в начале XIX столетия по образцовому проекту, разработанному выдающимся русским архитектором А. Д. Захаровым. Здание Присутственных мест несет в облике характерные черты классицизма: симметрию, ризалит, рустовку. А вот когда-то венчавший ризалит фронтон утрачен.

Красная площадь

Крестовоздвиженский храм Солигалича.Является главной площадью города, которая сохранила, как ей и полагается, наиболее представительные здания. Это исторический центр города и его планировочное ядро. Здесь начинаются основные улицы, расходящиеся веером от площади. В центре площади стоит ее архитектурная доминанта — Крестовоздвиженская церковь с приделом в честь Бориса и Глеба. Храм построен в традициях классицизма в 1817 году. Он заменил стоявшую здесь и сгоревшую деревянную церковь. Когда-то
рядом с храмом возвышалась колокольня, но ее, начавшую сильно крениться, разобрали в 1920-е. Тогда же церковь закрыли. В течение без малого сорока лет в ее здании располагался кинотеатр.

К северу от Крестовоздвиженской церкви расположено выразительное краснокирпичное здание в два этажа. Оно было построено в 1903 году для нужд Земской управы Солигаличского уезда, то есть для местной власти. Землю под эту постройку подарил прославленный купец Василий Кокорев, миллионер, строитель железных дорог, учредитель крупного Волжско-Камского банка, знаменитый основатель первого в Костромском крае курорта — грязевого и солевого Солигаличского. В отличие от Крестовоздвиженской церкви, здание управы сохраняло свое предназначение, менялись только названия: земство, райком, администрация муниципального района... Вплотную к нему примыкает приземистая постройка Дворянского собрания.

Новый корпус Торговых рядов в Солигаличе.К западу и востоку от Крестовоздвиженского храма вытянулись в линии Торговые ряды. Западный корпус по праву считается уникальным архитектурным объектом. Выстроенный в 1831—1833 годах он является единственным сохранившимся деревянным зданием торговых рядов в России. Восточный корпус — новодел, его построили на месте снесенного в 1995 году старинного корпуса. В народе их так и называют: «старые» и «новые» ряды.

Наконец, завершает ансамбль Красной площади дом гостиницы Касаткина (к северо-востоку от Крестовоздвиженской церкви). С 2000 года в его стенах размещается краеведческий музей имени Г. И. Невельского, переведенный из Богородице-Рождественского собора. Здесь представлены постоянные экспозиции: «Дорогами войны», «Солигаличская икона XVII—XIX веков», «Портретная и художественная галереи дворян Черевиных XVIII века», «Г. И. Невельской, знатный земляк, адмирал флота России, исследователь Сахалина и Дальнего Востока», «Природа края», «Фонд открытого хранения».


Саша Митрахович 22.05.2018 06:50
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча