Спасо-Каменный монастырь Вологда

Спасо-Каменный монастырь Вологда

Спасо-Каменный монастырь - одна из древнейших обителей Русского Севера и первая, собственно, каменная. Могучий собор, ныне, увы, лежащий в руинах, был возведен во второй половине XV века. Хотя название монастырь получил, конечно, не в честь строительного материала, а по имени острова, на котором стоит, - остров Каменный.


Он, собственно, такой и есть. Камень! Кряж 120 на 70 метров средь озера Кубенского. Озеро большое, но неглубокое - и из-за этого очень коварное: волна на нем невысокая, но частая, при ударе в борт может лодку опрокинуть. Приходится постоянно резать волны, и из-за их частоты лодку постоянно бьет и треплет, как машину на ухабах. А иной путь - либо зимой по льду, либо в засушливую пору, когда вода спадает и появляется узкая коса от восточной оконечности острова до берега.

Спасительное пристанище

На острове Каменном (который, вероятно, в прошлом был побольше) люди жили издревле. Археологи докопали до каменного века. Воевода из Великого Новгорода, по преданию, встретил здесь языческое капище, разрушил его и поставил крест. Кресту долго поклонялись те, кто спасался на Каменном от непогоды.

Время основания Спасо-Каменного монастыря теряется в глубине веков. Принято считать, что это 1260 год. Есть предание о белозерском князе Глебе Васильковиче, застигнутом на Кубенском бурей. Князь, моля Бога о спасении, дал обет: в месте, где почувствует под ногами твердую землю, выстроит обитель. Прибило княжьи корабли к острову Каменному. Где, кстати, подвизались уже 23 старца, страдавшие от скудости средств и злобы язычников. Так что княжий обет и княжье покровительство пришлось как нельзя более кстати.

По другой версии, Глеб Василькович выстроил не монастырь, а только церковь. Потому что в письменных источниках первым игуменом Спасо-Каменного монастыря назван Дионисий, назначенный только в 1331 году. Впрочем, древняя история монастыря (как и древняя история вообще) полна белых пятен. А основной источник, повествующий о тех временах, - «Сказание о Спаса-Каменном монастыре» старца Паисия было написано только в конце XV века, не раз редактировалось и, по общему мнению, содержит много противоречий.

Так или иначе, уже в XIV веке монастырь на острове Каменный - важный миссионерский центр Русского Севера. В нем постриглись и подвизались будущие святые, основатели иных монастырей - Александр Куштский, Дионисий Глушицкий, Евфимий Сянжемский и другие.

С крошечного каменистого островка Земля Русская получила семерых святых! Самый почитаемый в обители (да и во всем регионе) - преподобный Иоасаф Каменский. В миру Андрей, сын Заозерского князя Дмитрия Меньшого, родился в 1430-е годы - точной даты нет. Во время усобиц между Василием II и Дмитрием Шемякой Заозерские - родственники последнего - были лишены вотчин, и княжич избрал иноческий путь на Каменном. Чрезвычайно строгий пост и постоянные ночные бдения подорвали здоровье юноши, в 1453 году он скончался. Сразу после смерти началось его местное почитание. Для нетленных мощей установили раку в церкви - тогда еще деревянной. А когда в 1472 году она сгорела - казалось бы, кругом вода, но ветра, продувающие остров насквозь, в секунду раздувают пламя, - встал вопрос о строительстве каменного храма.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря

Спасо-Каменный монастырь. Руины Спасо-Преображенского собора.

Возвели его в 1478-1481 годах при князе Андрее Меньшом. Был это, как говорится, «национальный проект»: строили ростовцы, кирпич везли из Твери, белый камень - из Старицы. Валуны для фундамента - свои. Возвышавшийся буквально из воды Спасо-Преображенский собор поражал воображение: четырехстолпный, крестово-купольный, с могучей главой (в XVII веке замененной пятиглавием) и 150 иконами в интерьере, невиданный доселе на Русском Севере каменный храм знаменовал торжество православной веры.

Спасо-Каменный монастырь. Так выглядел старинный собор.  Макет из собрания монастырского музея.

К сожалению, в 1937 году его взорвали, пытаясь добыть стройматериалы. Говорят, заложенный динамит стоил дороже, чем полученный кирпич: от взрыва и обрушения старая плинфа стала хрупкой и для строительства негодной, огромные обломки, которыми завалило соборный подклет, держатся в буквальном смысле на самих себе: разбери их по кирпичику - и кирпичики рассыплются в пыль. Так что реставрация храма - дело архисложное. Но необходимое.

Спасательная станция...

В XVI-XVII веках монастырь жил и развивался за счет обширных земельных владений, торговал рыбой, имел собственные соляные варницы в Тотьме. Братии было под сто человек. Обитель прирастала каменными постройками, в том числе храмами: Успенская церковь-колокольня, выстроенная в середине XVI века, сейчас полностью отреставрирована и радует глаз красотой форм и свежей краской, а слух - переливом колоколов.

Проблемы у Спасо-Каменного начались в XVIII веке: секуляризация лишила его большей части земель. Екатерина II определила монастырь в низший, третий класс с числом монашествующих не более двадцати. Остальное доделала стихия. Пожары — бич Спасо-Каменного, но если в прошлом после них отстраивались лучше прежнего, то после катастрофического пожара 1774 года скудная монастырская казна уже не потянула масштабных восстановительных работ. В 1775 году обитель была упразднена, братия переведена в Вологду.

Восстановили монастырь по ходатайству вологжан и кадниковцев в 1801 году, указом Павла I. Правда, название теперь было другое: Белавинская Спасо-Преображенская пустынь. Титанический труд братии мало-помалу приносил зримые плоды. Ко второй половине XIX века остров Каменный вновь стал местом активного паломничества.

Спасательная станция на острове Каменный.

А еще в это время здесь возникла спасательная станция, первая в Вологодской губернии! Заведование ею взял на себя игумен Павел (Попов), три десятилетия управлявший островным монастырем. На крыше братского корпуса надстроили маяк с керосиновой лампой большой мощности, дававшей свет за двадцать верст. В плохую видимость свет маяка дополнял звук колокола. Станция Императорского Российского Общества спасения на водах включала четырех гребцов под руководством атамана, плюс сами монахи - на помощь терпящим бедствие безотлагательно выходил на воду и настоятель. За спасение чужих жизней, сопряженное с риском для своей, отец Павел получил светские награды.

10 ноября 1892 года стало радостным днем в истории монастыря: Синод разрешил вернуть из Вологды мощи самого почитаемого на Каменном святого - Иоасафа. Тем же указом самой обители возвращалось ее историческое название.

Спасо-Каменный монастырь в советские годы

Спасо-Каменный монастырь. Монастырская гостиница.

А XX век принес тяжелейшие испытания. Спасо-Каменный монастырь закрыли в 1925 году, имущество описали. При этом сотрудникам Вологодского музея-заповедника удалось кое-что спасти, отправив в фонды музея. Монахам - их оставалось всего шесть, включая настоятеля Анатолия (Петухова), - разрешили до поры оставаться на острове. А в бывших монастырских сооружениях разместили колонию для «трудных подростков», которой было суждено просуществовать всего два месяца. Причиной ликвидации стал опять-таки пожар, уничтоживший практически все более-менее пригодные для жилья здания.

Культурная катастрофа - уничтожение Спасо-Преображенского собора - произошла в 1937 году, а Успенскую церковь-колокольню решили использовать в качестве маяка, что ее и спасло. Уцелевшие постройки занял рыбзавод. Причем «занял» так, что быстро разрушил все. К 1971-му оставалась лишь монастырская гостиница, которую в тот год спалили заночевавшие на острове рыбаки.

Возрождение монастыря на Каменном острове

Спасо-Каменный монастырь. Восстанавливаемая трапезная.

Первые работы на острове Каменном начались еще в советское время. Так, в 1960-е остатки монастыря изучал знаменитый реставратор С. С. Подъяпольский, в 1980-е - группа вологодского архитектора А. А. Асафова.

Но истинное возрождение Спасо-Каменного монастыря связано с именем инженера Александра Николаевича Плигина. Исключительно на энтузиазме, поначалу в одиночку, в отсутствие государственного финансирования он начал обмеры, разбор завалов, восстановление. В 1995 году Плигин воздвиг обетный крест у остатков алтаря разрушенного собора: дал слово, что не уйдет с острова, пока не восстановит монастырь. Слово сдержал. Два десятка лет ушло на привлечение внимания общественности и средств, на отделку Успенской церкви, восстановление гостиницы, корпусов, лодочной станции. Жизни не хватило, чтобы восстановить собор и трапезную. Но Плигин и не ушел с острова: в 2004 году был на нем похоронен.

Но старт был дан! Благое дело поддержала семья Александра Николаевича. С 2007-го в работах участвует государство, в рамках программы реставрации памятников, находящихся в пользовании Церкви. В 2013 году на Каменный пришло электричество, что в разы упростило и быт, и работу реставраторов. Много, конечно, еще предстоит сделать; но как много уже сделано!


Саша Митрахович 24.09.2019 06:47
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча