Спасо-Преображенский собор Мирожский монастырь Псков

Содержание:
Спасо-Преображенский собор видел в своей жизни многое — моровые поветрия, пожары, нашествия иноземных захватчиков, военные триумфы псковичей. С течением времени он сильно менял свой лик. Загадочная перестройка, осуществленная на заключительной стадии строительства храма, была первой, но далеко не последней — специалисты насчитывают девять таких реконструкций. Иные из них оказывались серьезнейшими.
Спасо-Преображенский собора Мирожского монастыря архитектура

История возведения Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря таит в себе загадку, вот уже более ста лет не дающую покоя исследователям этого удивительного храма. Вопрос формулируется так: почему на заключительном этапе строительства был изменен проект собора?
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря представляет собой классический византийский одноглавый крестово-купольный храм. Этот тип архитектуры формировался в Византии в V—VIII веках и стал господствующим в IX столетии, после чего был усвоен на всем православном Востоке. Впрочем, одного классического элемента собор лишен, а именно — четырех столпов, на которые обычно опирается барабан с куполом; в данном случае последний поставлен прямо на стены.
В остальном же — все сделано по византийским рекомендациям. В основе мирожского собора лежит равноконечный крест, вершиной которого является центральная апсида, поднятая на высоту трансептов. Боковые апсиды существенно понижены относительно нее; так же первоначально были устроены и западные компартименты, в результате чего собор смотрелся правильным пространственным крестом. Но смотрелся недолго — надстройка этих компартиментов нарушила симметрию, превратив здание в куб и сдвинув на восток главу.
Вообще, сегодня рассмотреть оригинальное творение создателя Спасо-Преображенского собора весьма затруднительно — оно как бы скрыто под маской позднейших наслоений. Четырехскатная крыша подчеркивает громоздкую кубичность постройки (вовсе не предполагавшуюся древним зодчим) и «съедает», до окон, часть барабана. Односкатная крыша притвора, вытянувшегося во всю ширину западной стены, почти совсем закрывает западный фасад. Поздняя двухпролетная звонница, пристроенная к северному фасаду, совершенно меняет вид северного фасада храма. Таким образом, человеку, желающему увидеть Спасо-Преображенский собор таким, каким он был в древности, остается только восточная стена с апсидами, — здесь почти все осталось неизменным.
Храм не имеет фундамента, он стоит на мощной известняковой скале. Стены его сложены из чередующихся рядов плинфы и известняковых плит, скрепленных цемяночным раствором. Более поздние элементы собора — кирпичные. Следует отметить, что нынешняя приземистость храма не вполне соответствует его первоначальному виду; в XII столетии он был выше — по оценкам специалистов, мощность выявленного культурного слоя составляет от 0,8 до 1,3 метра.
Возведенный в середине XII века Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, совершенно новаторский в то время для Псковской земли, на ближайшие столетия во многом задал параметры псковского храмового зодчества. Примеров тому можно сыскать немало. В частности, прямой «репликой» этого храма смотрится Богородице-Рождественский собор подгородной Снетогорской обители, построенный в начале XIV века.
Спасо-Преображенский собор фрески

На фото: Купол храма с композицией «Вознесение Христово».
Музейные работники, озабоченные сохранением уникального фрескового ансамбля Спасо-Преображенского собора, уделяют самое пристальное внимание поддержанию в храме необходимого температурно-влажностного режима (иначе — утрата и гибель драгоценных фресок). Понятно, что в этой ситуации богослужения здесь, за редчайшими исключениями, не совершаются; внутри храм — абсолютно, в смысле традиционного устройства православной церкви, «пустой». Нет даже иконостаса. Только — фрески, принесшие Мирожскому монастырю всемирную известность.
Спасо-Преображенский собор фрески

Фрески выполнялись начиная с купола, по мере продвижения вниз леса разбирались, а их крепления в стене заполнялись штукатуркой с последующим нанесением на нее росписей.
Программа фресок была составлена епископом Новгородским Нифонтом, одним из самых образованных церковных иерархов своего времени. Выполнялись они приглашенной из Киева артелью, которой руководили греческие мастера. На связь же псковских фресок именно с Киевом указывают сохранившиеся фрагменты росписей в киевском Софийском соборе — они разительно напоминают фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря.
Главная идея, ведущий мотив системы росписей мирожского соборного храма — утверждение реальности воплощения Бога и ипостасного соединения во Христе божественной и человеческой природы. Эти догматы чрезвычайно волновали константинопольских богословов в XI—XII веках — и, очевидно, эта взволнованность была близка святителю Нифонту, хорошо знавшему тамошний «богословский процесс» и богослужебную практику.
Во фресках Спасо-Преображенского собора подробным образом отражено евангельское повествование, но и не только оно: росписи дают также представление о Протоевангелии Иакова (рождение и воспитание Девы Марии), иллюстрируют Деяния апостолов, Житие Иоанна Предтечи.
Фресковый ансамбль имеет две доминанты — деисис в конхе алтарной апсиды и Вознесение Господне в куполе. Последняя композиция имеет ряд уникальных для своей эпохи особенностей. Следует обратить внимание на количество ангелов, окружающих Спасителя, и на те позы, в которых они изображены. В византийских храмах мы обыкновенно видим не более шести летящих ангелов. Здесь их восемь. Они не летят, они — словно идут хороводом, танцуют. Ангелы эти привносят в и без того торжествующую, победительную композицию ноту особого ликования.
Росписи Спасо-Преображенского собора очень красочны и светлы. Войдя в этот храм, вы чувствуете, что буквально охвачены светом — и это несмотря на то, что целостному восприятию ансамбля мешает непрекращающийся реставрационный процесс.
В XVI веке, в ходе большого ремонта и переустройства храма, фрески были забелены. Триста лет они оставались «в плену»; лишь в 1858 году, когда отодвигали иконостас от восточной стены, выяснили, что за ним сохранилась стенная живопись. Но понимание того, что в Спасо-Преображенском храме мы имеем дело с целым фресковым ансамблем невероятной древности, пришло уже в конце XIX века, когда наука (или искусство?) реставрации только-только зарождалась. Обнаружились росписи совершенно случайно.
Работы над фресками собора, да и ремонт самого собора продолжались долго — и всё из-за недостаточного поступления средств из Академии художеств, взявшей древний памятник под свою опеку.
Реставрационные технологии не стоят на месте, и уже в советские годы можно было констатировать, что «подновление» фресок, осуществленное до революции, оказалось не вполне удачным. Реставраторам нового поколения открылось необъятное поле для самоотверженной работы. Отметим, что в ходе ремонта рубежа XIX — XX веков в соборе устроили новый монолитный бетонный пол и бетонные лотки наружного дренажа. В свое время подобные решения представлялись передовыми и спасительными для стен древнего храма, однако впоследствии оказалось, что бетон мешает стенам «дышать» и тем самым создает всё новые и новые проблемы.
В августе 2009 года был одобрен полномасштабный проект реставрации древнейшего каменного храма Псковской земли.