Строительство храма «Кулич и Пасха»

Князь Вяземский был человеком кипучей энергии, грандиозных планов и щедрой фантазии. Сосредоточив в своих руках гигантскую власть тройного министра МВД, юстиции и финансов, он исправно исполнял свою многогранную работу и был в почете у императрицы.
Екатерина II нередко гостила в имении Вяземского, он с размахом и хлебосольством «угощал пирами» государыню и подарки сыпались на умного царедворца как из рога изобилия. Одна из таких монарших милостей, по некоторым сведениям, достигла кругленькой суммы в 200 тысяч рублей. Огромные деньги по тем временам.
На эти деньги князь решил возвести в имении церковь, причем такую, какой еще не было в Санкт-Петербурге. Вдобавок округа отчаянно нуждалась в приходе и соответствующем храме.
В 1795 году Николай Александрович впервые в России опубликовал на эту тему научную работу «Русская пиростатика, или употребление испытанных уже воздушных печей и каминов». Зодчий снабдил свою научную работу собственноручно выгравированными чертежами этих новаторских отопительно-вентиляционных устройств, где обстоятельно описал все возможные преимущества таких воздушных печей от использования их в любых помещениях.
Проект Свято-Троицкого храма разработал Николай Александрович Львов, гениальный архитектор своего времени, один из самых образованнейших людей в России. Его проект Троицкой церкви «Кулич и Пасха» - смелый эксперимент в церковной архитектуре, не нарушающий ее строгих идейных канонов.
Бытует одна версия, которая может раскрыть суть строительства настолько необычного на Руси храма. Вяземский и Львов принадлежали к братству масонов: форма ротонды весьма любима масонами, пирамида же - один из наиболее распространенных символов масонской атрибутики. В таком случае оба приятеля-масона просто вложили в будущий храм секретные смыслы в соответствии с идеологическими канонами тайного общества.
Строительство храма завершили в 1790 году, императрица пожелала, чтобы храм столь живописных и оригинальных форм освятили во имя Святой Троицы и церковь получила название храма Святой Живоначальной Троицы.
Обычные прихожане и посетители Свято-Троицкой церкви в Александровском изначально именовали новый храм «Куличом и Пасхой» из-за сходства с непременными столовыми атрибутами Светлого праздника Пасхи - собственно самой пасхой и широким, пузатым куличом.
Благодарный Вяземский зафиксировал в храме щедрую монаршую милость. И поныне фасад здания Троицкой церкви украшают памятные таблички: «Екатерина II. В память твоих щедрот. Начата 1785 г.» - значится на северной стене храма; «Твои щедроты соорудили. Окончена в 1787 г.» - написано на южной стороне; основная же надпись помещена над главным, западным входом в храм: «Здесь благословятся благодеявшие мне в роды и роды. Освящена в 1790 году. Екатерина II».
Кто придумал эту упряжь?
Кому принадлежала идеи объединить в едином храмовом комплексе Троицкой церкви такие вещи, в тогдашней российской архитектуре не слишком совместные, как могучего и основательного коня-ротонду с трепетной ланью колокольни-пирамиды. Думается, однако, что идея столь необычной архитектурной «упряжи» должна была принадлежать зодчему-профессионалу, а Вяземский просто подвел под нее не лишенное красоты и высокого смысла обоснование. Не случайно же Львов всю жизнь находился под впечатлением от античной классики архитектуры, в которой немало место занимали как древнеиталийская пирамида-мавзолей Цестия, так и ротонды римского храма Весты, служительницы-весталки которой, как известно, давали обет безбрачия.