Строительство Крестного монастыря


В 1639 году иеромонах Соловецкого монастыря Никон шел Белым морем от острова Анзер. Близ устья Онеги его застигла буря и едва не потопила его лодку. Но, истово помолившись Богу, монах получил спасение и удачно пристал к Кию острову. Тогда же Никон, следуя поморскому обычаю, поставил на острове крест — «на воспоминание того своего спасения».
Прошло тринадцать лет, и Никон вновь посетил остров, некогда спасший ему жизнь. Теперь он был митрополитом Новгородским и сопровождал из Соловецкого монастыря в Москву мощи митрополита Филиппа (Колычёва), умученного по приказу Ивана Грозного. Крест, поставленный им в 1639 году, он обрел в целости и дал обет построить, если Богу будет угодно, на Кие монастырь.
Только в 1656 году, уже будучи Патриархом, он приступил к исполнению своего намерения, испросив соответствующую грамоту у царя Алексея Михайловича.
На первоначальное устроение Онежского Крестного монастыря царь пожаловал 6 000 рублей, а сверх того — рыбные ловли, покосы и пахотные земли, окрестные селенья с 4 537 душами крестьян и самое село Устьенское (с 1780 года — город Онега).
В марте 1657 года уже стояла деревянная церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В этом храме был первоначально установлен кипарисовый крест-мощевик, впоследствии поименованный, по месту своего местонахождения, Кийским крестом.
Строительство каменного Крестовоздвиженского собора Онежского монастыря
Одновременно в Крестном монастыре началось каменное строительство. Оно представляло немало трудностей, связанных прежде всего с доставкой на остров белого камня, кирпича, извести и прочего. Каменоломни, где добывали известняк для постройки каменного Крестовоздвиженского собора, находились в среднем течении реки Онеги, там же жгли известь. Кирпич изготавливали ближе, в устье Онеги, на так называемом Белом дворе, принадлежавшем монастырю. Из Онежского устья на Кий-остров строительные материалы доставляли барками, что, конечно, не способствовало быстрому ходу работ.
Патриарх Никон прибыл на Кий-остров в начале 1660 года (по другим сведениям — в конце 1659-го) и прожил здесь около года, что значительно ускорило строительство монастыря.
Ускорение строительных работ с прибытием на Кий Никона удивления не вызывает. Судя по всему, Никон полностью пересмотрел сложившуюся в монастыре за несколько лет систему каменных работ. Есть одна особенность Крестовоздвиженского монастырского собора: его нижняя часть сложена из известняка, материала сравнительно непрочного, тогда как верхняя построена почти полностью из гранита.
Исследователи по этому факту делают предположение: «Монастырские каменоломни находились на материке, далеко от острова, в то же время он по существу весь состоит из гранита. К 1660 г., т.е. к приезду Никона, какая-то часть Воздвиженского храма была уже построена из известняковых блоков. Возможно, Никон счел доставку белого камня издалека нерациональной, тем более что он был хорошо знаком со строительной практикой Соловецкого монастыря, где гранит с успехом использовался в строительстве еще с XVI в. Во время пребывания Никона на Кий-острове именно этот материал стал основным в каменном строительстве».
Естественно, с предпочтением местного материала привозному работа пошла гораздо быстрее. 4 сентября 1661 года Патриарх освятил Крестовоздвиженский соборный храм, 8 сентября — деревянный Всехсвятский храм (он, хотя и в перестроенном виде, сохранился поныне), а 16 сентября — церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня над ископанным им колодцем. Буквально на другой день Никон покинул остров и более не бывал здесь никогда. С его отъездом завершился начальный этап существования монастыря и формирования его архитектурного ансамбля.