Кийский крест в Крапивниках

Содержание:
На фото: Кийский крест Патриарха Никона в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва.
Разрубленный, ободранный, Кийский крест Патриарха Никона ждал в потемках музейного хранилища не то «утилизации», не то еще какого горького поворота в своей судьбе, когда его извлекли на свет Божий и передали храму преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
Кийский крест в Крапивниках уникален и как святыня, и как исторический памятник. «Уникальность» в данном случае — не красное словцо, а самая что ни на есть правда. Мало найдется реликвий, столь же насыщенных смыслами и столь же непосредственно связанных с фигурой одного из самых заметных Предстоятелей Русской Церкви на всем протяжении ее существования. Разумеем, конечно, Патриарха Никона.
В «Начертании жития и деяний Никона, Патриарха Московского и всея России», составленном архимандритом Аполлосом цитируется челобитье Патриарха царю Алексею Михайловичу от 1656 года:
«В мимошедшем 1639 году мы, будуще Иеромонахом, творихом шествие по морю из скита Анзерского и во время то от великого морского волнения едва не потопихомся; но, уповающе на силу Божественнаго Животворящаго Креста, спасение получихом пред Онежским устьем, к пристанищу к Кию острову, и славу воздахом Распеншемуся на Кресте Господу нашему Иисусу Христу о оном избавлении. Будуще же тогда на том острове, на воспоминание того своего спасения водрузихом на том месте Святый и Животворящий Крест».
В процитированном послании речь идет об устроении на Кий-острове Крестного монастыря — как видно из текста, обетного. И здесь же Патриарх сообщает о Кийском Кресте, который он послал на остров «в первое того монастыря незыблемое основание»:
«Есть же той Честный Животворящий Крест... привезен от Палестины, сотворен от честного древа кипариса, широтою и высотою таков, яков же самый Животворящий Крест, на немже изволи Христос Бог наш волею, нашего ради спасения, распятися, в немже водружена есть часть самого того Животворящаго Креста, и от святых мощей многих Святителей и Мучеников и прочих; да будет Честный той Животворящий Крест, заступая и спасая коегождо, притекающего к нему по требованию его и умному намерению. И аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою Святого того Честнаго и Животворящаго Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинския места, в нихже святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни».
Вот, ни много ни мало, каков был замысел Патриарха. Масштабно, как и все, что замысливал он.
Какую программу вложил в Кийский крест Патриарх Никон
Основав Онежский Крестный монастырь, Патриарх Никон дал ему святыню, по замыслу своему со-масштабную, пожалуй, всем трем устроенным им обителям вместе взятым, — небывалый дотоле крест-мощевик.
В 1657 году на Кий-остров отправилась главная его святыня — кипарисный крест, привезенный из Палестины. Уже в Москве Патриарх «украси той честный крест сребром и златом и драгоценным камением и жемчугом и положи в нем мощей до трех сот». Крест проводили из Успенского собора до Сретенских ворот и далее — до Крестовской заставы, где несколько лет тому назад столица встречала привезенные с Соловков мощи митрополита Филиппа. Теперь митрополит-мученик вновь отбывал на Север — частицей своих мощей, вложенной Патриархом в Кийский крест.
Ни одной реликвии Никон не поместил в кресте «просто так». Больше того, надо полагать, что и расположение их подчинялось определенной программе. Вопрос этот требует отдельного серьезного исследования, но, представляя характер Никона и его отношение к святыне, можно утверждать неслучайность вложения в крест каждой частицы мощей, каждого камня из Святой земли. Например, в Кийском кресте (по состоянию на сегодняшний день, во всяком случае) содержатся лишь три частицы мощей тех, кого Церковь прославила в лике праведных, — друга Господня Лазаря Четверодневного, Его сродника по плоти Иакова (именуемого братом Господним) и Иакова Боровичского.
Связь Лазаря Четверодневного и брата Господня Иакова с Животворящим Крестом не нуждается в дополнительном пояснении; частицу мощей праведного Иакова Никон вложил в Кийский крест также по вполне понятной причине: его мощи он перевез в основанный им Валдайский монастырь к вящему прославлению и укреплению новой обители. Итак, праведных — всего трое. И ни одного блаженного, хотя найти частицу мощей юродивого (а этот тип святости был любим в Московском государстве) не составило бы труда, будь на то воля Патриарха. Видимо, воли не было.
Наконец, представляется несомненным то, что программа ансамбля Крестного монастыря, предложенная Никоном, строилась именно вокруг Кийского креста. Помимо Крестовоздвиженского собора и надкладезного храма Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня при Патриархе на острове появилась и Всехсвятская церковь. Кладбищенские храмы
(а Всехсвятский был таковым), действительно, часто освящали во имя Всех Святых, дабы каждый из погребенных при ней покоился «до радостного утра» близ своего небесного покровителя. Но вряд ли только этим обычаем руководствовался Никон, чрезвычайно чуткий к посвящениям, символам, совпадениям чисел и т. п. Всехсвятский храм необходим был в его программе, являясь отражением Кийского креста как реликвария — хранилища мощей множества святых.
Кий-остров, Соловки, Москва

Долгие годы Кийский крест пребывал в монастыре, для которого и предназначался. Он находился в Крестовоздвиженском соборе, построенном в 1660—1661 годах при деятельном участии самого Никона, который в период между оставлением Патриаршего престола и ссылкой немало успел потрудиться на благо основанных им монастырей — Воскресенского Ново-Иерусалимского под Москвой, Иверского на Валдае и, собственно, Крестного на Кий-острове. Крест, как известно из дореволюционных описаний монастыря, помещался на месте храмового образа в деревянном, а с 1843 года — мраморном киоте и покидал обитель лишь единожды, в 1854 году, когда его «эвакуировали» в видах военной угрозы со стороны англичан. Во время этой эвакуации, к сожалению, были утрачены некоторые (немногие, впрочем) частицы мощей.
После революции Крест вывезли на Соловки, уже лагерные тогда, где он занял место в экспозиции местного музея, о чем свидетельствует заметка в газете «Карело-Мурманский край» (№7 за 1927 год), где святыня глумливо именуется «божественным Универмагом». Когда музей на Соловках закрыли, Кийский крест оказался в Москве, откуда он когда-то и начал свой путь к устью Онеги. До передачи храму преподобного Сергия святыня пребывала в Государственном Историческом музее.
«Топография» Кийского Креста

Звезды восьмиконечные
- I. Камень Гроба Господня
- II. Неизвестный камень
- III. Камень от пещеры, где постился Господь до дней
- IV. V. Неизвестные камни
- VI. Камень от пещеры, где родился Христос
- VII. Неизвестный камень
- VIII. Камень Гроба Пресвятой Богородицы
- IX. Камень от пещеры, где молился Иоанн Предтеча
- X. XI, XII, XIII. Неизвестные камни
- XIV. Камень от пещеры, где скрылся Иоанн Предтеча от Ирода
- XV. Камень оттрапезы, на нейже Авраам угости Святую Троицу
- XVI. Неизвестный камень
Гравированная надпись на серебряной позолоченной пластине в основании Кийского креста
При державе Благовернаго и Христо-любиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича и всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и иных государств Государя и Обладателя, и при Благоверной Государыне Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне, и при Сыне Их Благоверном Государе Царевиче и Великом Князе Алексие Алексиевиче сотворен сей Великий Крест Божией Милостию Никоном, архиепископом царствующаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России Патриархом, от честнаго древа кипариса и украшен сребром и златом в хвалу и поклонение христианом. Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. От воплощения Слова Божия 1656, а от создания мира 7164 года, августа в первый день.
Имена святых, их же мощи водружены во Святом Кресте
- 1. Вмч. Георгий
- 2. Мч. Христофор
- 3. Мч. Трифон
- 4. Вмч. Прокопий
- 5. Мч. Димитрий
- 6. Мч. Никита
- 7. Мч. Меркурий
- 8. Вмч. Пантелеймон
- 9. Мч. Анастасий ю. Прор. Даниил
- 11. Равноап. царь Константин
- 12. Ев. Матфей
- 13. Ап. Андрей Первозванный
- 14. Св. Иоанн Предтеча
- 15. Ап. Павел
- 16. Неизвестный святой
- 17. Ап. Иаков Персский
- 18. Вмч. Феодор Стратилат
- 19. Свт. Иона, митр. Московский
- 20. Сщмч. Еферий, еп. Херсонесский
- 21. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский
- 22. Прп. Алексий, человек Божий
- 23. Свт. Петр, митр. Московский
- 24. Сщмч. Афиноген
- 25. Свт. Нектарий, Патр. Костантинопольский
- 26. Сщмч. Климент, еп. Анкирский
- 27. Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский
- 28. Свт. Григорий, еп. Нисский
- 29. Свт. Спиридон, еп. Тримифунтский
- 30. Свт. Василий Великий
- 31. Свт. Иоанн Златоуст
- 32. Ап. Тит
- 33. Первомч. архидиакон Стефан
- 34. Ап. Варнава
- 35. Ап. Фома
- 36. Ев. Марк
- 37. Ап. Иаков, брат Господень
- 38. Ев. Лука
- 39. Ап. Тимофей
- 40. Св. Лазарь Четверодневный
- 41. Ап. Иаков Зеведеев
- 42. Свт. Григорий Богослов
- 43. Свт. Игнатий Богоносец
- 44. Свт. Иоанн Милостивый
- 45. Сщмч. Василий, пресвит. Анкирский
- 46. Свт. Епифаний, еп. Кипрский
- 47. Сщмч. Акепсим
- 48. Сщмч. Ермолай
- 49. Свт. Григорий Солунский
- 50. Свт. Андрей, архиеп. Критский
- 51. Сщмч. Афиноген
- 52. Свт. Филипп, митр. Московский
- 53. Свт. Алексий, митр. Московский
- 54. Свт. Гурий, архиеп. Казанский
- 55. Вмч. Феодор Тирон
- 56. Мч. Евфрасий
- 57. Неизвестный святой
- 58. Мч. Каллиник
- 59. Мч. Кирик
- 60. Мч. Каллистрат
- 61. Мч. Мамант
- 62. Мч. бесср. Косма
- 63. Мч. диакон Авив
- 64. Мч. архидиакон Евпл
- 65. Мч. Лукиан
- 66. Мч. Неофит
- 67. Мч. бесср. Дамиан
- 68. Мч. Авксентий
- 69. Вмц. Варвара
- 70. Прп. Антоний Великий
- 71. Прп. Евфимий Великий
- 72. Мч. Евфимия
- 73. Прп. Иоанн, еп. Дамасский
- 74. Прп. Ефрем Сирин
- 75. Прмч. и исп. Стефан Новый
- 76. Прп. Георгий Декаполит
- 77. Прп. Пимен
- 78. Прп. Феодосий
- 79. Бесср. Кир
- 80. Прп. Георгий Хозевит
- 81. Прп. Михаил Малеин
- 82. Свт. Никита исповедник
- 83. Мч. бесср. Косма Аравийский
- 84. Прп. Сергий Радонежский
- 85. Свт. Иона, архиеп. Новгородский
- 86. Прп. Антоний Римлянин
- 87. Прп. Иаков Боровичский
- 88. Прп. Савва Сторожевский
- 89. Прп. Евфимий Суздальский
- 90. Блгв. кн. Александр Невский
- 91. Блгв. кн. Роман Угличский
- 92. Мч. Марина
- 93. Мч. Ирина
- 94. Прмц. Анастасия Римляныня
- 95. Блгв. кн. Владимир Ярославич Новгородский
- 96. Блгв. Вел. кн. Георгий Всеволодович
- 97. 98, 99. Неизвестные святые
- 100. Прмц. Евдокия
- 101. Св. Анна
- 102. Прп. Феодосия дева
- 103,104. Неизвестные святые
Молитва Патриарха Никона, чтомая перед Кийским Крестом
О Пречестный и Животворящий Кресте! Ты вселенную всю освяти и свет наведе. Ты от востока, и запада, и севера, и юга во едину Церковь, и во едину веру, и во едино крещение и любовь вся связал еси. Ты непобедимый град христианом, победное оружие Царя Христа. Ты еси вселенныя слава и радование, безсильных сила, благочестивых людей победа и укрепление, воинов дерзновение, путешественником спутник, бедствуемых избавление, обуреваемых тишина, монахов сила, мирских хранителю, всех святых святое и честное украшение. Тебе, Кресту Христову, да поклонюся, Тебя да облобызаю, Тебя вседушне целую со страхом и радостию: со страхом за недостоинство мое, с радостию же за благодать, юже ми даруеши. Тобою бо врата райская затворенная паки отверзаются, ад сокрушается, небесная со земными соединяются, оставление грехов даруется. Аз же чадом Божиим и наследником Царствия Небеснаго нарицатися сподобляюся. О, Кресте Христов, движущихся на мя и борющих страстей море без напасти мимоити устрой, устремляющиеся же на мя волны и бури утиши, мир сотвори, и житие безмятежне ми прейти сподоби. Горесть и болезнь напастей, и бед, и искушения на благость преложи, и умили, и утеши душу мою, падающую унынием и скорбию. Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте, яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.