Священник Рождественский Александр Васильевич

«Апостол трезвости» - именно так прозвали прихожане своего настоятеля, пламенного борца с недугом алкоголизма и апологета здравого образа жизни для каждого православного христианина. За всю свою праведную жизнь потомственный священник Александр Васильевич Рождественский (1872-1905) не выпил ни капли спиртного.
Александр Рождественский родился в набожной и богобоязненной семье протоиерея в селе Орехово. Округа была фабричная: тут работали известные на всю страну морозовские мануфактуры, и быт рабочих кварталов был знаком и привычен мальчику с детства. Был он безрадостным, и пьянство, глубокое, беспробудное, а главное, регулярное, зачастую оставалось для людей единственным способом отвлечься от непосильного труда и забыться в мороке «зеленого змия». Уже тогда юноша решил объявить этому пороку решительную войну.
Его призвание
Вера и просвещение стали определяющими векторами жизни Рождественского. Он закончил Владимирское духовное училище и семинарию в высшей степени достойно - первым учеником. В пору учебы Александр сдружился с преподавателем различных епархиальных учебных заведений, археологом, архивистом и краеведом Василием Тимофеевичем Георгиевским (1861-1923). Этот опытный исследователь церковного искусства Древней Руси, ставший ему наставником и старшим товарищем, помимо прочих занятий служил библиотекарем Владимирского братства святого благоверного великого князя Александра Невского, что стало поводом для близкого знакомства А. Рождественского с деятельностью этого общества российских просветителей.
Поступив волонтером в Санкт-Петербургскую духовную академию (1893), молодой человек окончил ее спустя четыре года, получив степень кандидата богословия, после чего исполнил свою мечту - поступил священником в Воскресенскую церковь, принадлежавшую Обществу религиозно-нравственного просвещения. Ему было всего 23 года, но Рождественский не пасовал перед трудностями: бытие его прихожан, в основном фабрично-заводских и мелких торговцев, возле Варшавского вокзала, было таким же как у него на родине. И молодой батюшка с жаром взялся за работу.
Обитель духовного здравия
Уже в 1898 году, в один из последних дней уходящего лета, попечением отца Александра при храме Воскресения Христова возле Варшавского вокзала зародилось Александро-Невское общество трезвости. Вместе с Рождественским на путь религиозно-нравственного просвещения с первых дней встали полторы сотни его соратников и единомышленников из числа прихожан храма.
Популярность этого детища отца Александра была огромной: одни только крестные ходы трезвенников в Свято-Троицкую Сергиеву Приморскую пустынь, регулярно проводившиеся в начале XX столетия, собирали до 80 000 человек. В большинстве своем это был рабочий и мастеровой люд, и столь грандиозные шествия под иконами и хоругвями были убедительнейшим примером для тех, кто еще не нашел в себе сил порвать с недугом пьянства.
Алкогольному дурману Александро-Невское общество решительно противопоставило духовные радости, приобщение к вере и ту уверенность в себе, которую всегда порождает здравость духа и тела. Каждый вступающий в Общество приносил перед Богом и своими новыми товарищами обет трезвости, укреплявший его дух.
Всего за год количество членов Александро-Невского общества трезвости превысило три тысячи человек, а люди все продолжали идти в храм на Варшавке, где пламенно призывал с амвона Рождественский: «За Христа, за трезвость!»
Большим подспорьем Обществу стала постройка нового, каменного здания Воскресенского храма. Движение за трезвость в его стенах выросло всего за несколько лет до общегородских масштабов. Его филиалы уже работали не только в столице, но и в пригородах, и в уездных городах, обещая в XX столетии объединить всю Россию в единую территорию трезвости. Этому способствовала и активная издательская деятельность типографии при храме, где печатались в том числе и личные сочинения Александра Рождественского.
В июне 1905 года отец Александр заболел после очередного крестного хода в Свято-Троицкую Сергиеву Приморскую пустынь и скончался 5 июля в возрасте 32 лет. Память о нем чтится в родном храме всемерно и поныне.